Что в указе
В середине июня указ президента США Джо Байдена стал для компаний американского «бигтеха» громом среди ясного неба. Документ, фактически продиктованный (в чем мало кто сомневается) новой главой Федеральной торговой комиссии (FTC) Линой Хан, известной противницей крупных IT-корпораций, уничтожающих, по ее мнению, рыночную конкуренцию, содержит сразу несколько положений, которые могут даже привести к разделению техногигантов.
Одно из положений нового указа Байдена, по сути, обязывает антимонопольные регуляторы провести расследования касательно сделок слияния и поглощения, причем не только предстоящих, но и совершенных в прошлом. Это может напрямую коснуться Facebook, купившей ранее Whatsapp и Instagram, Google, которая приобрела YouTube, и Amazon, объявившей о покупке MGM Holdings в конце мая этого года.
Крупные IT-корпорации стали одними из главных бенефициаров коронавирусной пандемии, предоставляя, например, сервисы доставки, удаленной работы и многие другие, причем у отдельных компаний ввиду значительно возросшей прибыльности акции подорожали в разы. Так, ценные бумаги Amazon (AMZN) взлетели с $2 тыс. до $3,6 тыс. за штуку, Facebook (FB) — с $201 до $347, а Alphabet Class C (GOOG) — с $1,4 тыс. до $2,6 тыс.
В том, чтобы заставить такие корпорации заплатить за успех, заинтересованы не только в США. 1 июля официальные представители 130 стран, в числе которых все члены G20, согласились с созданием системы глобального налогообложения. Теперь крупные международные компании больше не смогут экономить на налогах, регистрируясь в странах с самыми низкими ставками.
Разумеется, такие кардинальные изменения в принципах работы «бигтеха» не могут не сказаться на доходах корпораций, а значит, на их инвестиционной привлекательности, с точки зрения рядового инвестора. Это касается не только держателей непосредственно ценных бумаг таких компаний, но и тех, кто предпочитает более осторожную стратегию и инвестирует в технологические биржевые фонды (БПИФ, ETF).
Куда пойдет «бигтех»
В беседе с «Известиями» основатель «Школы практического инвестирования» Федор Сидоров согласился с тем, что различные законодательные инициативы, направленные на ограничение доминирования ИТ-гигантов на рынке, снижают привлекательность их акций.
«Кроме того, будут ограничены возможности «бигтеха» по сбору данных пользователей, а такие массивы информации о миллионах людей во всем мире — это очень ценный актив, который также прибавляет стоимости компаниям и приводит к росту цен на их бумаги», — говорит эксперт.
Вместе с тем, по его словам, на стоимость бумаг значительно влияют и общие данные по рынку. «Например, опасения инвесторов относительно того, что ФРС ужесточит денежно-кредитную политику, приведут к сбросу определенного объема бумаг, что уронит их стоимость, — объясняет Сидоров. — Общие экономические показатели по стране (инфляция, рынок труда, рост стоимости товаров и услуг) означают негативные тенденции для страны, после чего инвесторы, опасаясь кризиса, обычно перекладываются из ценных бумаг в защитные активы (золото, трежерис)».
Впрочем, другие опрошенные «Известиями» эксперты хоть и согласны, что принимаемые против «бигтеха» меры повлияют на доходы корпораций, сомневаются, что это как-то значительно скажется на их инвестиционной привлекательности, даже если речь будет идти о крупных штрафах со стороны регуляторов.
В частности, аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк вспоминает, что штраф в $1,45 млрд к Intel (INTC) в 2009 году не помешал росту капитализации компании к концу отчетного года. По аналогии в 2017-м, несмотря на штраф Еврокомиссии в $2,7 млрд, выросли и котировки Alphabet.
Исходя из того, что американский «бигтех» сейчас продолжает торговаться на исторических максимумах, инвесторы явно до сих пор считают эту отрасль привлекательной, соглашается аналитик «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов. По его словам, это связано с тем, что большинство из них продолжает видеть в этих активах тихую гавань на случай ухудшения внешнего фона для всего рынка акций. Но при этом дальнейшие его перспективы определит текущий сезон отчетности.
«Отчетность за второй квартал важна еще и тем, что это первый такой период с наибольшей мобильностью населения и наименьшими карантинными ограничениями с начала пандемии. В акциях технологических компаний сейчас заложено слишком много позитива, часть которого может не оправдаться в ходе публикации финансовых результатов, поэтому лучше повременить с покупкой данных акций, дождавшись более интересной точки входа», — предупреждает Буйволов потенциальных инвесторов «бигтеха».
Кто поможет инвесторам
Что касается потенциального роста котировок фондов, основанных на «бигтехе», они естественным образом будут следовать за корпоративными и глобальными новостями. Впрочем, как отмечает старший управляющий активами УК «Атон-менеджмент» Исуф Ацканов, с точки зрения государственного регулирования для этих компаний далеко не все потеряно.
«Отклоненный иск против Facebook (был подан в прошлом декабре FTC и группой генпрокуроров из 48 штатов как раз из-за покупки компанией Instagram и Whatsapp) в конце июня в очередной раз показывает, что в Соединенных Штатах антимонопольные кампании идут не так гладко, как это может быть, например, в Китае», — говорит эксперт.
Он также добавил, что по факту американский техсектор вообще на данный момент не закладывает в цены риски регулирования в отличие от китайских конкурентов. Может пройти много времени, прежде чем судебные разбирательства реально начнут влиять на финансовые показатели компаний. Но этот риск, как и многие другие, безусловно нужно держать в голове при инвестировании.
Руководитель департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф Инвестиций» Кирилл Комаров и вовсе считает, что разделение американских технологических гигантов только пойдет им на пользу, ведь сейчас «бигтехи» превратились в сложные инвестиционные конгломераты, взращивающие десятки стартапов, за чем инвесторам очень сложно уследить.
«Например, наличие Waymo и доли в SpaceX у компании Google довольно слабо отражено в цене акций гиганта, несмотря на то что это бизнесы с огромными перспективами на горизонте 10–20 лет. Разделение же может даже увеличить суммарную рыночную капитализацию компаний «бигтеха», так как это позволит по достоинству оценить все его части», — объясняет Комаров.
Тем не менее собеседники «Известий» по-разному оценили необходимость корректировки структуру собственных фондов. «Все наши фонды на IT пассивно следуют за рыночными индексами. Поэтому тут никаких ручных изменений не будет. Доли, по сути, будут меняться только из-за роста/снижения капитализаций компаний», — сказал Кирилл Комаров.
Исуф Ацканов, наоборот, рассказал, что с конца прошлого года «Атон» сокращал долю технологических компаний в портфелях на теме ротации в циклические бизнесы. Это делалось с пониманием того, что подобные ротации могут иметь временный характер.
«Тема инвестиций в более долгосрочный рост снова может набирать популярность, если не будет резких изменений в политике ФРС. С учетом этого мы в действительности вернули основную часть технологических компаний в портфели еще в июне. И это оказалось оправданно: индекс FANG обновил свой максимум против S&P 500 с начала года», — подытожил Ацканов.
Александр Лесных