В июле 2008 года «ВымпелКом» купил 90-процентный пакет в камбоджийской компании Sotelco, владеющей лицензией на оказание услуг мобильной связи в стандарте GSM 900/1800 и соответствующими частотами на территории Камбоджи.
В декабре 2008 года Huawei и Sotelco подписали рамочный договор, согласно которому через пять лет будет построена сеть оператора. Сетевая инфраструктура разворачивается на базе оборудования Huawei 3900, которое поддерживает несколько стандартов связи (GSM, UMTS, ready for LTE), отличается низким энергопотреблением, небольшими габаритами и возможностью гибкой конфигурации. В Huawei отмечают, что данное комплексное решение выдерживает температуры от -40 до +55 и влажность от 5 до 100 %.
Запуск первой очереди сети в коммерческую эксплуатацию состоялся в начале мая этого года. «Бренд Beeline в Камбодже – это первый для российских телекоммуникационных операторов проект по развертыванию сети под собственным брендом в Юго-Восточной Азии, за пределами России и стран СНГ. Это важный этап в международном развитии нашей компании, продолжающий историю нашего успеха в СНГ», – отметил Владимир Рябоконь, исполнительный вице-президент по развитию международного бизнеса ОАО «ВымпелКом». По его словам, первые продажи в стране кхмеров стартовали 4 мая, и на сегодняшний день абонентами «Билайн» стало порядка 50 тысяч жителей Камбоджи.
Первый этап работы компании предусматривает обслуживание 37 % населения страны, которые проживают в 11 крупнейших провинциях Камбоджи. До конца года Beeline планирует обеспечить покрытие на территории, где проживает порядка двух третей жителей Камбоджи. Офисы продаж Beeline уже открылись в Пномпене, Сиануквиле, СиемРипе, Баттамбанге, Кампонг Тяме. В планах «ВымпелКома» расширить свою торговую сеть примерно до 5 тысяч пунктов продаж карт оплаты, 1700 специализированных магазинов по продаже sim-карт, 180 брендированных торговых стоек (что является новым для камбоджийского рынка торговым каналом).
Первым тарифным планом, запущенным под брендом Beeline в Камбодже, стал «Бум», с единой стоимостью звонков на все направления. «Его ключевое преимущество – низкая стоимость звонков, 5 центов за минуту, как на номера сети Beeline, так и на других мобильных операторов. Кроме того, он дает возможность совершать звонки по международным направлениям по привлекательным ценам», – отметил генеральный директор Sotelco LTD Гаэль Кампан.
Кроме того, на территории Камбоджи действуют дополнительные услуги Beeline: «Живой ноль», SMS, MMS, GPRS-интернет, все базовые сервисы сети GSM (конференц-связь, АОН, переадресация, ожидание вызова). На конец 2008 года проникновение сотовой связи в стране составляло, по различным оценкам, около 25 %.
«ВымпелКом» уже присутствует на зарубежных рынках, однако не в рамках сети Beeline. В сентябре прошлого года вьетнамский сотовый оператор GTel Mobile («ВымпелКому» принадлежит 40 % его акций) получил GSM-лицензии и частоты для оказания услуг связи во Вьетнаме. В коммерческую эксплуатацию сеть планируется запустить к лету этого года, и в течение пяти лет занять 20 % рынка сотовой связи Вьетнама.
Остальная «тройка» также проявляет интерес к мировым рынкам, не всегда взаимный. Например, летом прошлого года крупнейший акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков заявил о планах по приобретению китайского оператора связи или самостоятельному получению лицензий на предоставление услуг связи в Китае. Чуть позже АФК «Система» подписала меморандум о взаимопонимании с властями Бангладеш. Однако будет ли развиваться в стране сотовая связь, пока неясно.
Активно действующим инвестором АФК «Система» является на индийском рынке телекоммуникаций. В марте этого года под брендом МТС начал работать индийский сотовый оператор Sistema Shyam TeleServices (ранее Shyam Telelink) в сети стандарта CDMA 800 МГц. Стоит напомнить, что в 2007 году АФК «Система» подписала соглашение о покупке 41 % акций Shyam Telelink Ltd., в результате которого доля «Системы» в уставном капитале оператора выросла до 51 %. Таким образом, у АФК есть лицензии во всех 22 округах Индии. По состоянию на конец января 2009 года абонентская база оператора превысила 500 тысяч пользователей, среди которых около 300 тысяч абонентов мобильной связи.
В 2001 году компания «Северо-Западный GSM» (теперь – «МегаФон») начала предпринимать (неоднократные впоследствии) попытки выйти на рынок мобильной связи КНР путем приобретения лицензий. Однако проникнуть в Поднебесную так и не удалось, несмотря на переговоры на самом высоком уровне. В начале 2008 года «МегаФон» зарегистрировал 100-процентную дочернюю компанию MegaFon International, призванную курировать зарубежные рынки. Осенью прошлого года «МегаФон» отказался от участия в тендере на третью GSM-лицензию в Иране из-за ее высокой стоимости, а затем заинтересовался Сирией, в надежде на то, что в этом году там появится возможность для выхода на рынок второго зарубежного оператора.