Как рассказали РБК daily в департаменте информтехнологий Москвы, «в начале лета официально завершился эксперимент с тестовой зоной Wi-Fi на Кольцевой линии московского метро». Протестированная технология признана «обоснованной и рациональной». В каждом вагоне установят роутер, а соединение с внешней сетью будет происходить через специальный излучающий кабель, проложенный в туннелях. «Никаких помех для транспортных потоков не отмечено. Сейчас департамент транспорта анализирует результаты и готовит материалы под инвестиционный проект», — говорят в департаменте. В начале тестовых испытаний Wi-Fi Московский метрополитен опасался, что пассажиры будут задерживаться в вагонах и переходах из-за пользования мобильным Интернетом.
В МТС отмечают, что в ходе эксперимента компания обеспечила беспроводной Интернет со скоростью до 7,2 Мбит/с в 180 вагонах метро на Кольцевой линии. Ежемесячно объем трафика составлял порядка 10 Тбайт (эквивалентно 25 млн фотографий или 5 млн песен в формате MP3). В месяц пользователи тестовой зоны совершали около 12 млн интернет-сессий; среднее время, которое пассажиры метро проводили в Интернете, — 12 минут. В МТС говорят, что они готовы обсуждать развитие проекта с метрополитеном и, при положительном решении подземки, развернуть полномасштабную сеть в метро.
В «ВымпелКоме» заявляют, что у них самая большая протяженность излучающего кабеля в метро. «Так что при содействии и заинтересованности со стороны администрации метрополитена мы могли бы развернуть сеть Wi-Fi довольно быстро, возможно, даже до конца года», — говорят в компании. Представители «МегаФона» обращают внимание, что «на создание сети Wi-Fi департамент IT Москвы будет проводить конкурс для всех операторов». «Пока конкурс не объявлен, и мы не знаем его условий», — уточняют в компании.
По оценке источника, близкого к одному из операторов связи, на реализацию этого проекта может потребоваться от полугода до трех лет — в зависимости от вовлеченности в проект «Мосметро». «Сроки обусловлены и масштабами московской подземки, и тем, что работы возможны только в ограниченное ночное время, когда метрополитен закрыт», — добавляет он.
Эксперты из компаний — операторов «большой тройки» оценивают стоимость прокладки 1 км излучающего кабеля в 1,1 млн руб. Кроме того, для работы по технологии Wi-Fi нужны роутеры, установленные в каждом вагоне метро, начальная стоимость которых составляет от 2500 руб. за штуку. Протяженность линий московского метро сейчас составляет 350,5 км, а парк вагонов приближается к 5 тыс., таким образом, стоимость внедрения технологии может составить около 400 млн руб.
Исполнительный директор аналитической компании Direct Info Алексей Кондрашов полагает, что внедрение Wi-Fi в московском метро может обойтись и дешевле, необязательно прокладывать излучающий кабель во всех перегонах, в каких-то местах достаточно будет и обычной антенны. «В любом случае Интернет в метро будет для операторов больше имиджевым проектом, история с «Билайн Wi-Fi» показала, что люди не готовы платить за кратковременный доступ в Сеть. Так что придется монетизировать этот сервис при помощи рекламы», — говорит эксперт.
Телефон пресс-службы Московского метрополитена вчера не отвечал.
Виталий Петлевой