Группа компаний (ГК) «МетроМакс» со штаб-квартирой в Самаре готовится вступить в борьбу за региональный рынок мобильного 4G, как называют технологию Mobile WiMax. Об этом рассказал журналу «Эксперт Волга» Сергей Швайкин, президент ГК «МетроМакс». «У нашей компании есть разрешения на частотный ресурс 2,5 и 3,7 ГГц в малых городах Самарской, Орен6ургской, Ульяновской областей и Татарстана, — сказал он — Там мы и начнем работать. На первом этапе — в тестовом режиме».
Дают альтернативу
Сейчас «МетроМакс» предоставляет услуги по технологии стационарного WiMax. Ее основные клиенты — представители среднего бизнеса и редкие частные пользователи. В основном они пользователи WiMax скорее по необходимости, без возможности выбора проводной альтернативы на высокой скорости доступа в сеть.
Запуск мобильной версии WiMax потребует от компании переориентации на b2c−сегмент. Впрочем корпоративные пользователи не останутся внакладе – ранее созданная сеть продолжит работать в том же режиме. Плюсом в данном случае является то, что «МетроМакс» обладает инфраструктурой в регионе в виде офисов и персонала – техслужб и коммерческих служб, а также уже работающей стационарной WiMax-сети. В компании говорят, что технически построенная сеть будет использоваться и дальше, но для мобильного WiMax нужно будет построить как минимум вдвое больше базовых станций.
В настоящее время проходит выбор поставщика оборудования. По этой причине Сергей Швайкин пока воздерживается от конкретных оценок инвестиционной емкости проекта. «Не имея решения о выборе поставщика оборудования, не имея территориально-частотного планирования, зная только очень примерно необходимое количество базовых станций, сложно оценивать стоимость проекта. Для развития полноценной сети в Самаре и Тольятти нужно минимум 10 млн долларов. Максимум оценить сложно», — говорит он.
Неофициально источник в компании подтвердил намерение осуществить запуск в тестовую эксплуатацию мобильной сети WiMax уже в течение первого квартала 2010 года. Пилотными регионами должны стать Самарская и Оренбургская области. Запуск с «лоскутным» покрытием сетью может быть произведен в течение года. Для полного запуска на всей территории присутствия оператора понадобится менее двух с половиной лет.
В ИК «Финам» оценивают уровень затрат, необходимых для запуска WiMax «с нуля» в городе с населением численностью 400−500 тыс. человек, в сумму около 18−20 млн долларов, включая приобретение лицензии на частоты, закупку и установку оборудования, а также обустройство «последней мили». В J’son & Partners Consulting склоняются к тому, что для покрытия основных районов города требуется около одного млн долларов инвестиций.
Кто в игре?
Свои притязания на Поволжье к этому времени уже высказывали несколько компаний. Среди них Фонд прямых инвестиций Icon Private Equity. Как рассказала журналу «Эксперт Волга» Екатерина Романовская, директор фонда по отношениям с инвесторами и связям с общественностью, в регионах фонд готов потратить 200 млн рублей. «Эксперт Волга» писал об этом в середине августа 2009 года. Правда, выход в Поволжье игрока, выступающего на рынке под торговой маркой Freshtel, намечен не раньше 2010 года. Пока же компания осваивает регионы Центрального и Южного федеральных округов.
Среди прочих заявок на Поволжье отметилась компания «Новые телекоммуникации», работающая под брендом WiTe. Ранее было озвучено намерение до конца 2011 года появиться в шести федеральных округах – в том числе и в Приволжском, где компания планирует освоить Ульяновск, Набережные Челны, Пензу, Саратов, Волгоград, Казань и Чебоксары.
Наиболее далеко на практике продвинулась компания «Скартел» (ТМ Yota). Темпы строительства поистине стремительные: по состоянию на сентябрь 2009 года в коммерческой эксплуатации находятся сети в Москве и Санкт-Петербурге, в тестовой – в Уфе, Краснодаре и Сочи. В августе 2009 года количество подключенных активных абонентов превысило 100 тыс. В июле начались продажи пользовательских устройств доступа в Уфе, а в октябре предположительно начнется коммерческая эксплуатация сети в этом городе.
Популярности Yota способствует непрерывный выход на рынок новых пользовательских устройств с поддержкой WiMax. Например, абоненты сети могут сделать выбор из нескольких вариантов подключения. Среди них USB 4G−модемы, 4G Express-карты для ноутбуков, а также оригинальные устройства роутеры, подключенные к сети через WiMax и «раздающие» трафик через обычный WiFi. Кроме того, многие новые модели ноутбуков и смартфонов уже выпускаются с поддержкой нового беспроводного стандарта и сразу готовы к работе.
Аналитики уже называют будущего лидера рынка мобильного WiMax в Поволжье, предрекая эту участь компании Yota, но не без оговорок. «Скорее всего, лидирующие позиции в секторе мобильного WiMax в Поволжье займет Yota, — считает Виталий Солонин, ведущий консультант J’son & Partners Consulting. — Хотя не исключено, что со временем конкуренцию ей составят ''МетроМакс'', региональные партнеры ''Синтерры'', ''Комстар-ОТС'' и ряд новых игроков».
Кроме нынешних лицензиатов на 4G, это поколение связи будет интересно сотовым операторам. По мнению Сергея Швайкина, мобильные операторы в перспективе способны возглавить тему 4G и сейчас присматриваются к технологии. «С точки зрения перспектив в более выгодной ситуации находятся мобильные сотовые операторы. У них есть готовая инфраструктура, на которую можно накладывать новые технологии. Пока они развивают технологию 3G, но в перспективе могут изменить тактику», — считает он.
Хотя вряд ли стоит ожидать, что в ближайшее время операторы «большой тройки» «соблазнятся» мобильным 4G, бросив на произвол судьбы 3G. Скорее будут развивать и то, и другое.
Правила неписаны
Впрочем, в «МетроМакс» считают, что у Yota пока не все так гладко с технической стороной вопроса. И если на небольшом расстоянии от базовой станции достигаются интересные параметры скорости, то насколько сильно они изменяются при движении, увеличении расстояния до базовой станции и переходе с одной базовой станции на другую, – вопрос открытый.
В то же время до сих пор, кроме Yota, в России никто именно мобильных услуг не оказывает. По мнению Швайкина, одна из причин в том, что Министерство связи до сих пор не определилось с правилами игры в частотном диапазоне 2,5 и 3,7 ГГц (в котором мобильный WiMAX можно развивать), согласно которым оборудование любого производителя должно быть совместимо друг с другом. Пока этого нет. «Сегодня мы занимаемся тем, что оцениваем и изучаем работу оборудования, которое предлагается на рынок России и которое нас устроит. Мы имеем несколько регионов, в которых у нас есть разрешение на частотный ресурс, но это разрешение касается малых городов, с численностью населения до 100 тысяч человек. Конечно, мы бы хотели иметь разрешение на работу и в других городах, но до сих пор нет четких правил работы с мобильным WiMAX», — подчеркивают в «МетроМакс».
Вместе с тем развитие 4G в малых городах сулит неплохие перспективы, поскольку в них нет такого большого числа качественных наземных каналов, как в мегаполисах. О масштабном приходе сетей 3G в малые населенные пункты говорить тем более не приходится, с учетом того, как трудно проект 3G развивается даже в крупных городах.
В то же время спрос на стационарный WiMax в крупных городах объективно падает, и все чаще WiMax рассматривают как запасной канал связи – на случай выхода из строя основного, наземного.
Но, пожалуй, основным вопросом для участников вырисовывающегося рынка мобильного WiMax станет его емкость. «На сегодняшний момент региональные рынки не готовы к мобильному WiMAX, поскольку отсутствует потенциальный массовый потребитель, — считает Виталий Солонин. — Крупные федеральные игроки, например ''Комстар-ОТС'', заняли выжидательную позицию и не планируют развивать такие сети в регионах до 2011 года, Yota продлевала в Уфе срок бесплатного пользования Интернетом до 30 сентября. В первое время большей части пользователей будет достаточно скоростей в строящихся и уже построенных сетях 3G, однако через год-два ситуация может измениться». Вместе с тем он считает, что вряд ли рынок мобильного WiMAX будет массовым. По его мнению, это, скорее, нишевая технология, предназначенная прежде всего для профессионального использования. В более долгосрочной перспективе мобильный WiMAX будет конкурировать с технологией LTE, которая, судя по всему, станет массовой примерно через пять лет.
«Достаточно высокую популярность WiMax в России в целом получит не ранее 2011−2012 годов, когда российская экономика выйдет из кризиса, у операторов будут средства на инвестиции в развитие сетей, а у потребителей — на приобретение мобильных устройств и оплату услуг доступа. Кроме того, развитие сетей WiMax в регионах требует от операторов существенного объема инвестиционных затрат, целесообразность которых с учетом существующего спроса на услуги WiMax в регионах в текущих условиях находится под вопросом», — считает Татьяна Менькова, аналитик ИК «Финам».
На данный момент нет того числа пользователей, которые потребляли бы мобильный WiMax в тех объемах, что обеспечили бы ему коммерческий успех. Тем не менее темпы роста пользователей услуг мобильного WiMax впечатляют. По итогам 2009 года абонентская база, по оценкам «Финама», может достигнуть 500 тыс. В течение 2010−2011 гг. ежемесячный прирост абонентской базы будет составлять около 150−200%, однако происходить он будет преимущественно за счет столичных пользователей. Развитие же данной услуги в регионах будет зависеть, прежде всего, от уровня проникновения портативных компьютеров и других мобильных устройств. А рост уровня проникновения портативных компьютеров, в свою очередь, будет во многом зависеть от темпов восстановления региональной экономики и влияния данного фактора на уровень доходов граждан.ьги будет разработан действительно отличный вебсайт для Минкомсвязи".