Проект был запущен более четырех лет назад. На тот момент это был первый проект поисковика, где агрегировали услуги разных бизнесов. «Новизна сервиса заключались в том, что вся информация о тарифах и условиях обновлялась автоматически из данных, которые предоставляли нам банки. Со временем некоторые партнеры перестали следить за свежестью фактов, и это поставило под сомнение релевантность проекта в целом», – объясняет решение Мелкумова. Компания решила не отключать банки, посчитав, что это приведет к потере полноты информации, а закрыть сервис полностью.
«Мы не собираемся отказываться от агрегации услуг на других рынках», – подчеркивает представитель компании. Она напомнила, что в прошлом году компания запустила возможность заказа столика в ресторане, запись на стрижку или на прием к врачу на «Яндекс.Карты» (позже эта функция переместилась в мобильное приложение «Яндекс.Город»), год назад ввела онлайн-бронирование гостиниц прямо из результатов «Поиска», а в 2014 году запустила сервис для решения бытовых вопросов «Яндекс.Мастер». «Качественная поддержка онлайн-выбора банковских предложений требовала определенных ресурсов. Мы сфокусировались на агрегации услуг на других рынках», – заключила она.
«Безоговорочный лидер на этом рынке - это «Банки.ру», мы [Sravni.ru] вторые, а «Яндекс», насколько мне известно, отставал. Ему не удалось достичь значимых успехов с минимумом затрат, и они решили сконцентрироваться на других проектах», – считает Альберт Попков, основатель сервиса Sravni.ru, на котором тоже собирается информация о вкладах и страховках. «У «Яндекс.Услуги», учитывая трафик материнского сайта, были неплохие шансы стать одним из крупнейших финансовых агрегаторов. Со стороны сложно определить, что именно пошло не так, но мне кажется, что причина неудачи кроется в низком бюджете проекта», – считает основатель сайта «Банки.ру» Филипп Ильин-Адаев.
Эти сайты отличаются от финансового агрегатора «Яндекса»: они собирают данные сами; именно в этом, в том числе, видят причину своей популярности и отставания «Яндекс.Услуги». «На «Банки.ру» обработкой данных по банковским продуктам занимается команда из примерно 20 человек, которые вручную собирают и анализируют ставки. «Яндекс» же переложил эту работу на плечи самих банкиров, предложив им заполнять достаточно сложные формы, с которыми неподготовленному человеку просто не справиться. В результате, как и ожидалось, банки стали сторониться дополнительной нагрузки, а полученные их сотрудниками знания «по наследству» не передавались», – говорит Ильин-Адаев. Клиенту, подбирающему вклад или кредит, мало голых ставок. Для принятия решения требуется больше информации – понять, где и какие комиссии спрятаны, изучить отзывы клиентов, информацию о финансовом положении организации, добавил он. «Яндекс» же ничего подобного предлагать не стал».
«Самая важная информация о банках, как часто шутят, написана мелким шрифтом, и это выясняется в личном общении», – говорит основатель Sravni.ru. Сотрудники Sravni.ru изучают сайты банков и страховых компаний, звонят, чтобы уточнить детали. Попкова изначально смутил подход «Яндекса», который хотел получить информацию от компаний: Попков заметил, что это требует дополнительных усилий, времени и без того загруженных сотрудников, создания специального канала для поставки информации.
«Банки.ру», «Сравни.ру» и другие сайты о финансах из-за ситуации с рублем и других кризисных явлений в экономике отмечают резкий рост трафика. «Сравни.ру», говорит Попков, ссылаясь на данные счетчика Google Analytics, за последние 30 дней воспользовались около 3 млн пользователей, а число просмотров страниц достигло 13 млн. За аналогичный период прошлого года сайт посетили около 2 млн пользователей, а страниц они просмотрели около 8 млн. По словам Ильина-Адаева, месячная аудитория сайта достигла 7 млн в последнее время. Рост начался с сентября параллельно с падением рубля: ежедневная аудитория сайта в будни составляла 300–320 тыс. уникальных пользователей, 30 и 31 октября этот показатель достиг 370 тыс., сразу после праздников, 5 ноября – 450 тыс., а 7 ноября был поставлен новый рекорд – 524 тыс. уникальных пользователей.
По словам Аси Мелкумовой, аудитория «Яндекс.Услуги» составляла 500 000 посетителей в месяц. Ильин-Адаев сослался на исследование компании Data Insight, которое «Банки.ру» заказывали летом. Аудитория «Яндекс.Услуги» тогда оценивалась в 255 тыс. уникальных посетителей в месяц, у «Банки.ру» в тот же период было 4650 тыс., говорит он. «Даже на этой аудитории «Яндекс» мог зарабатывать, но, видимо, акционеры посчитали выручку от данного направления слишком незначительной в масштабах группы, чтобы продолжать его развивать», – заключил основатель «Банки.ру».
Оценить выручку «Яндекс.Услуги» Попков и Ильин-Адаев затруднились. Собственные финансовые показатели основатель «Сравни.ру» не раскрыл. Ильин-Адаев рассказал, что в 2013 году сайт заработал $13,2 млн. Он ранее рассказывал РБК, что нынешний рост трафика влечет за собой рост выручки: «Банки.ру» получают 40% выручки от медийной рекламы. Впрочем, прежде сайт больше зависел от этого рынка – баннеры давали 80% дохода. Теперь еще 40% дает лидогенерация (привлечение клиентов на сайты банков, которые платят сайту процент от сделки с клиентом), 10% – платные аккаунты банков, остальное – прочие источники дохода: от «горячих линий» банков до проектов в Белоруссии и на Украине, рассказывал РБК основатель сервиса.
«Яндекс» не впервые «убивает» одни проекты и концентрируется на других. В 2013 году поисковик закрыл сервисы «Яндекс.Краски», «Пульс блогосферы», «Яндекс.Вопросы» и ряд других. В январе 2013 года компания передала свой хостинг сайтов «Яндекс.Народ» веб-сервису uCoz, а в 2014 году были закрыты рейтинг блогов, видеохостинг и социальная сеть «Я.Ру».
Дарья Луганская