С ноября 2008 года продажи музыкального контента от Yota так и не вышли на прибыль. «Большое число пиратских ресурсов, несовершенная законодательная база, разрозненность действий правообладателей, очень высокие лицензионные отчисления и гарантированные платежи», — уточняют ряд причин в пресс-службе компании. «Пока данные проблемы не будут решены, мы не видим возможности удовлетворять пользователей качественным сервисом», — говорится в официальном сообщении Yota. С 1 июля на портале Yota перестанут работать функции прослушивания и скачивания композиций.
Сервис предлагал музыкальную библиотеку в 1,4 млн музыкальных композиций и имел контракты с большинством крупных западных мейджоров. На бывшем Omlet «висело» порядка 3 млн треков, но и такое количество не позволило окупить музыкальный трафик. В коллекции «Яндекс.Музыки» на данный момент примерно 3,5 млн композиций, сервис имеет контракты с сотней правообладателей, в том числе с Universal, Warner, EMI, Orchard. «Yota Музыка» за четыре года собрала базу в 600 тыс. уникальных пользователей. Yota будет привлекать их на ставший основным видеосервис Yota Play, где им предложат посмотреть три фильма бесплатно. «Мы активно развиваем видеосервис Play — новый способ смотреть кино в любое время, в любом месте, онлайн или офлайн», — добавляют в компании.
Полтора года назад от музыки полностью отказался Stream (прежде сервис Omlet, принадлежавший оператору МТС) и сконцентрировался на продаже фильмов. «Рынок сформирован так, что доступ к бесплатному музыкальному контенту настолько прост даже для непродвинутых пользователей, что скачивать платно уже никому не приходит в голову. Уже не только в Интернете, но и на мобильных устройствах не составляет особой сложности прослушивать любую музыку без оплаты», — считает генеральный директор Stream Инна Шалыто. По ее словам, в среде музыкального контента фактор качества не играет такой значимой роли, как с фильмами, что стимулирует прослушивание и загрузку нелегальной музыки.
Месяц назад также прекратил свое существование музыкальный ресурс Fidel.ru. «Трафик порой достигал 120 тыс. уникальных посетителей в сутки. Но нам не удалось заработать. Мало того, мы даже не приблизились к окупаемости проекта», — делятся создатели проекта.
Участники рынка в один голос винят в неблагополучной рыночной ситуации «ВКонтакте» и «Яндекс.Музыку». Соцсеть, основанная Павлом Дуровым, позволяет размещать аудиозаписи без согласия правообладателей и слушать загруженный контент бесплатно. Сервис «Яндекс.Музыка» размещает композиции только легально и предоставляет возможность прослушивать музыку бесплатно. Пользователи ресурса могут оплачивать добровольно часть контента и выбирать сумму по собственному усмотрению. «В конце мая мы запустили мобильное приложение «Яндекс.Музыки» для iPhone, с помощью которого можно прослушивать музыку с сервиса в офлайне, — рассказывает Андрей Стебунов, руководитель группы по работе с партнерами «Яндекс.Музыки». — После двухнедельного пробного периода мы предлагаем пользователям оплатить подписку — она стоит 199 руб., или 6,99 долл. в месяц. Кроме того, мы продаем рекламу на веб-версии сервиса и с недавних пор делаем различные спецпроекты с рекламодателями. По данным TNS, российская аудитория веб-версии «Яндекс.Музыки» в мае 2012 года составила более 5 млн пользователей. За месяц с момента запуска мобильного приложения «Яндекс.Музыки» его скачали уже более 160 тыс. раз, отмечают в компании.
Анастасия Фомичева