Представители российской власти всё чаще обращают свои взоры на недавно появившийся российский продукт — смартфон Yotaphone. В Кремле, в правительстве, в губернаторском корпусе все больше чиновников предпочитают отечественный гаджет айфону. Кто-то из патриотических соображений, кто-то по соображениям безопасности. Правда, эксперты по интернет-безопасности уверяют, что отечественный смартфон не решит всех вопросов по проблеме слежки за своим владельцем и не даст гарантий от взлома.
"Известия" выяснили, что в администрации президента стали все чаще отказываться от использования телефонов Apple . В частности, многие сотрудники Управления внутренней политики и Управления по общественным проектам стали использовать для служебных нужд российские устройства. Как пояснили "Известиям" в АП, никакого внутренненого распоряжения на этот счет не было, чиновники делают свой выбор сами.
Некоторое время назад глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил о том, что намерен отказаться от использования американского iPhone и перейти на отечественные девайс.
Одним из первых на Yotaphone перешел руководитель Минкомсвязи Николай Никифоров. Еще в конце 2013 года он приобрел себе первую модель российского смартфона, сообщив, что делает это из патриотических соображений.
Замминистра связи РФ Михаил Евраев рассказал «Известиям», что внутри ведомства не было распоряжения о переходе на Yotaphone, однако сами сотрудники выражают свои симпатии к российскому смартфону.
Аналогичная ситуация и в Роскомнадзоре, который следит за соблюдением законодательства в сети Интернет.
— У нас нет служебных телефонов, и мы не можем рекомендовать своим сотрудникам конкретную технику для приобретения в частном порядке. Но я лично не раз видел, что наши сотрудники пользуются устройствами Yotaphone первой и второй серии, — сказал пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский.
Губернатор Тамбовской области Олег Бетин не исключил, что сотрудникам регионального правительства, которые обладают особо важной информацией, могут в ближайшее время предоставить российские мобильные устройства для служебного пользования.
— У наc пока мало известно о Yotaphone, но безопасность связи и важной государственной информации — это безусловно очень важный момент в работе аппарата, и российское устройство займет достойное место на страже безопасности связи руководства области, — отметил он.
Губернатор также выразил мнение, что вряд ли таким устройством потребуется снабжать каждого чиновника области, поскольку не всем по роду службы доступна секретная информация, поэтому особенных затрат обновление системы безопасности за счет Yotaphone не потребует. Сейчас в регионе, по словам губернатора, особо важная информация передается не по линии мобильной связи или почтовой рассылки, а исключительно в формате личной встречи.
Гораздо меньшее внимание к российским смартфонам проявили в верхней палате парламента, а некоторые члены Совфеда заметили, что законодатели не являются носителями каких-либо важных секретов.
— Для служебных нужд я и мои коллеги используем самые простые телефоны различных марок, моделей прежних лет, которые достаточно защищены для наших целей. А кроме того, через нас не проходит особо секретной информации и нам нечего скрывать. А чтобы не бояться «сливов», нужно просто делать свою работу на месте и думать, что говоришь в публичных выступлениях, — сказал сенатор Валерий Рязанский.
В нижней палате парламента часть депутатов пользуется российскими мобильными аналогами.
— Распространение Yotaphone — это правильное решение, которое разговоры об импортозамещении и переходе на отечественные технологии переведет в реальный процесс. На примере Yotaphone мы видели, как наши отечественные мобильные устройства с дополнительной гарантией защиты становятся полноценной заменой западным, — рассказал глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. — Показательно и то, что в этой ситуации тон импортозамещению задают именно управления АП. Их решение — это пример реальных действий в этом направлении. В Госдуме многие используют российский смартфон уже сейчас.
В самой компании Yota Devices причину популярности у госслужащих Yotaphone связывают именно с безопасностью.
— Мы знаем, что наши телефоны популярны у чиновников, и понимаем причину этого предпочтения. Разработчики устройства во главу угла ставили безопасность связи и данных его пользователя, что для профессий, предполагающих доступ к секретной информации, — незаменимое качество, — рассказала пресс-секретарь Yota Devices Лариса Погонина.
Руководитель компании LiveInternet Герман Клименко также отметил, что многих представителей чиновничества в последнее время можно видеть с Yotaphone в руке.
— Пока особых плюсов у Yotaphone перед iPhone нет. Это обычный андроид, просто производится он нашей, а не иностранной компанией, соответственно, прибыль от его продаж поступает в наш бизнес, а не в зарубежный. Но о растущейся популярности этого гаджета среди госслужащих мне известно даже на личном опыте. Чиновники и бизнес, близкий к государству, часто приобретают себе Yotaphone, другие люди пользуются Samsung и iPhone, — поделился он. — Во многом этот феномен, по старинной русской традиции, объясняется желанием проявить лояльность к власти, но гаджет и в самом деле неплох. Я бы тоже его купил, но только если бы он стоил 15 тыс. рублей, а не 40 тыс.
При этом эксперт усомнился в эффективности попытки сохранить в тайне личные данные посредством отказа от иностранных мобильных устройств.
— Что касается безопасности, то пока у нас нет отечественной операционной системы (ОС), собственного Android или Linux. Yotaphone действует на иностранной ОС со всеми функциями слежения за пользователями, но теоретически можно отключать какие-либо функции для очень высокопоставленных пользователей. Также могу заметить, что проблема частых жалоб чиновников на вскрытие почты имеет совсем иное решение, чем им кажется, — заметил Клименко. — Нужно просто соблюдать правила гигиены пользователя Сети: не увлекаться сомнительными ресурсами, не скачивать сомнительные файлы и пользоваться двойной авторизацией. А про iPhone очень много мифов сейчас существует — например, что он следит за владельцем даже в выключенном состоянии.
Дмитрий Рункевич, Елена Малай