Как стало известно “Ъ-Юг”, ООО «Комьюто Рус», российский оператор сервиса BlaBlaCar, обжалует решение Тимашевского районного суда Краснодарского края, который 12 сентября признал запрещенными сведения о совместных поездках на автотранспорте (райдшеринг), распространяемые на сайте www.blablacar.ru. Дата слушания в апелляции еще не назначена. Если решение Тимашевского райсуда вступит в силу, Роскомнадзор обязан будет заблокировать доступ к ресурсу на всей территории России.
Компания BlaBlaCar была основана в 2006 году в Париже, услугами сервиса пользуются 50 млн клиентов в 22 странах, в России сервис существует с февраля 2014 года. С жалобами на деятельность сервиса в прокуратуру обратилась ассоциация «Региональный автотранспортный союз (РАС)», которая сочла, что он способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. В свою очередь заявление по поводу деятельности BlaBlaCar в августе этого года подала в суд Тимашевская районная прокуратура, которая указала на то, что сервис предоставляет информационные услуги лицам, осуществляющим коммерческие перевозки без разрешения. По данным “Ъ-Юг”, в крае к административной ответственности уже привлечено несколько водителей, предлагавших свои услуги на сервисе BlaBlaCar.
Руководитель Центра правовой поддержки РАС Алексей Дынько рассказал “Ъ-Юг”, что сервисом активно пользуются таксисты-нелегалы, в том числе владельцы микроавтобусов и автобусов. По его информации, некоторые водители делают по два-три рейса в день, что не подпадает под понятие райдшеринга. По данным РАС, с появлением BlaBlaCar на региональном рынке объем перевозок междугородным автотранспортом упал на 15–20%. «Нелегальные пассажирские перевозки на попутках существовали всегда и не оказывали существенного влияния на трафик, но с появлением BlaBlaCar в тень ушла значительная часть пассажиропотока»,— рассказал Алексей Дынько. Согласно его данным, количество предложений по популярным направлениям в крае сопоставимо с объемом перевозок автобусами в легальном секторе. «Государство в этой ситуации не контролирует ни состояние транспорта, ни самого водителя, а нелегальные поездки представляют угрозу безопасности РФ, жизни и здоровью ее населения, так как могут использоваться криминальными структурами, в том числе террористами»,— считает Алексей Дынько.
В ООО «Комьюто Рус» “Ъ-Юг” сообщили, что компания не была извещена о процессе в Тимашевском суде и узнала о признании опубликованных сведений запрещенными от одного из клиентов, после чего судебное решение было обжаловано. «Мы намерены доказать, что райдшеринг не нарушает законов РФ»,— сказал представитель компании. Он подчеркнул, что автовладельцы-пользователи BlaBlaCar не оказывают услуг такси и не получают прибыли, а лишь частично компенсируют расходы на бензин, так как условия клиентского соглашения с автовладельцем не позволяют ему использовать сервис в коммерческих целях: программа ограничивает заявленную цену поездки и тип машины. «Райдшеринг как международное транспортное явление не первый год доказывает свою эффективность, позволяя путешествовать с меньшим бюджетом и делая использование частных автомобилей более разумным. Кроме того, такие поездки помогают соединять населенные пункты, между которыми не ходит общественный транспорт»,— добавил представитель ООО «Комьюто Рус». По его информации, у BlaBlaCar нет аналогичных судебных споров ни в других регионах России, ни в одной из стран, где работает проект.
По мнению управляющего партнера юридической фирмы «Домащенко и партнеры» Романа Домащенко, тотальный запрет на публикацию объявлений нецелесообразен. «Контролирующим структурам следует разбираться в каждом конкретном случае. Если водитель компенсирует свои расходы на бензин, это не может считаться предпринимательской деятельностью. В случае, если в обход правил сервиса владелец машины попробует заработать на перевозках по системе BlaBlaCar, это может быть основанием для привлечения к административной ответственности»,— считает юрист.
Анна Перова