В чем "вся соль" документа? Организации, использующие исключительно электронные или дистанционные технологии обучения, теперь могут не предъявлять заключение о соответствии помещений и оборудования санитарным нормам. Никогда еще в российском образовательном правовом поле не было таких послаблений. Барьеры для развития онлайн-образования в России, похоже, уходят в прошлое.
Главные "разработчики" изменений - специалисты Агентства стратегических инициатив (АСИ), Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" и "Университета Национальной технологической инициативы 2035".
- Дистанционное образование прочно вошло в жизнь каждого российского школьника и студента, а пандемия коронавируса, отправившая учащихся по домам, обнажила имеющиеся сегодня сложности, - отмечает гендиректор АСИ Светлана Чупшева. - В частности, действующие нормативно-правовые акты не отражали новой реальности и предъявляли ко всем образовательным организациям одни и те же требования. Но для тех, кто учит исключительно онлайн, они избыточны.
Рабочая группа определила срок действия этого положения на год. Но это не значит, что через год все отменится и снова станет как было.
- С учетом поручения об упрощении механизмов лицензирования и аккредитации мы ожидаем, что эти предложения будут зафиксированы и в новых правовых актах, - рассказала "РГ" ректор "Университета 2035" Нина Яныкина. - Мы надеемся, что инициативы позволят привлечь в профильные государственные проекты те качественные и актуальные программы цифровых платформ, которые из-за ограничений не могут получить лицензию на дополнительное профобразование. Один из таких проектов - персональные цифровые сертификаты на обучение граждан в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики". Здесь за каждого выпускника образовательным организациям с лицензией компенсируют в 2020 году до 30 тысяч рублей. До конца года планируется обучить 33 000 россиян из более чем 40 регионов страны. При этом обучение в этом году полностью проходит в дистанционном формате.
Однако не получится ли так, что теперь, как грибы после дождя, появятся онлайн-школы и вузы, которые начнут направо и налево выдавать дипломы и аттестаты? Все опрошенные "РГ" эксперты уверены: однозначно, нет ! Речь идет не о школьном или вузовском образовании. А о дополнительных программах для детей и даже в большей степени - для взрослых: профессиональных программах переобучения, повышения квалификации, языковых, гуманитарных и IT-курсах.
- Чтобы выдавать вузовские дипломы и школьные аттестаты, нужна не только лицензия, но и аккредитация. Но ее не получить без материально-технических условий, прописанных в федеральных государственных образовательных стандартах. Новое постановление вопросы аккредитации никак не затрагивает, - рассуждает директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин. - Так что, скорее всего, мы увидим именно лицензированные профессиональные онлайн-курсы.
Есть и еще нюанс. Да, требования к зданиям и помещениям для онлайн-платформ сняли, зато добавили новое условие: теперь нужно будет доказать, что у обучающей организации для качественного онлайна есть необходимая электронная информационно-образовательная среда. Электронные ресурсы и технические средства. Кроме того, по-прежнему для получения лицензии нужно создать собственные образовательные программы, собрать квалифицированных педагогов и многое другое.
Кстати, по данным исследования ВШЭ, до пандемии рынок онлайн-образования в России рос примерно на 17-25% в год. А после объявления карантинных мер число пользователей популярных образовательных платформ увеличилось в 6-10 раз. Однако мало кто знает: огромное количество онлайн-платформ и онлайн-курсов сегодня работают, по сути, без лицензии и оказывают не образовательные, а консультационные услуги.
- Самое сложное - получить санитарно-эпидемиологическое заключение на помещение, адрес которого будет указан в лицензии, - признались эксперты одной из компаний. - Мы получали лицензию на допобразование трижды. И каждый раз это стоило огромных усилий и требовало участия профильного юриста.
Опрошенные "РГ" участники рынка - "Фоксфорд", Учи.ру, Skyeng считают: отмена требования о санитарно-эпидемиологическом заключении на помещение - важное решение для Edtech-отрасли. Снятие барьеров может стать толчком к открытию новых онлайн-школ и сервисов. Правда, есть и риски: на первоначальных этапах могут появляться продукты плохого качества. Но в конечном счете аудиторию сохранят те, кто сумеет быстро адаптироваться и предложит высококачественные продукты и сервисы.
Стадион вместо лекции?
- У дистанционного обучения своя специфика, - говорит ректор РосНОУ Владимир Зернов. - Не нужны большие площади или те же спортивные сооружения, как в случае с очным. У нас может быть великолепный стадион, но отвратительная электронная среда - и кому от этого хорошо? Важны качество электронной среды, образовательного контента и, конечно, возможность контроля за ходом экзамена. Раньше все отслеживали методисты, а сейчас это можно делать удаленно и не менее эффективно. Если ввести четкие, ясные требования, качество обучения в дистанте фактически не будет уступать аудиторным занятиям. Нужно просто четко прописать, что требуется в обоих случаях.
Кстати, примерно о том же "РГ" рассказали в Рособрнадзоре - главном ведомстве, которое отвечает в России за образовательные лицензии. По сути, чтобы новое положение заработало на полную, необходимы еще несколько нормативных актов.
Мария Агранович, Ксения Колесникова