Минкомсвязи РФ разработало проект изменений, которые предлагается внести в постановление Правительства РФ, регламентирующего правила хранения операторами связи данных абонентов (текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений), утвержденное 12 апреля 2018 г. по исполнению требований антитеррористического законодательства. Соответствующий документ был опубликован на портале regulation.gov.ru.
Речь идет об изменении подзаконного акта к антитеррористическому пакету законов, принятых в 2016 г. и получившего в широком обиходе название «Закона Яровой». Этот закон обязывает операторов связи, начиная с 1 июля 2018 г., хранить содержимое сообщений абонентов на территории РФ.
Согласно новой поправке, предлагается обязать операторов связи использовать для накопления информации, применяемой для взаимодействия с системой оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), только такие технические средства, для которых имеются заключения, подтверждающие их производство на территории РФ.
Оборудование должно соответствовать требованиям, предъявляемым к системам хранения данных (СХД) постановлением правительства от 2015 г. «О подтверждении производства промышленной продукции на территории России». В случае принятия предлагаемых изменений они будут действовать только в отношении оборудования, приобретенного уже после вступления соответствующих изменений в силу.
«Откуда товар»?
Выход данного проекта вызвало бурную полемику в СМИ. В связи с этим необходимо отметить ряд деталей, которые помогут прояснить особенности поправки.
Уже высказывались возражения, что данный проект неосуществим по той причине, что в России нет полноценного производства жестких дисков. По данным российских СМИ, в 2018 г. GS Group запустила в Калининграде производство твердотельных SSD-накопителей. Эти накопители обладают большей емкостью, чем традиционные жесткие диски, но и их цена значительно выше.
Проект обязывает использовать промышленную продукцию, произведенную на территории РФ, однако не уточняет степень детализации в отношении комплектующих. Необходимо отметить, что происхождение оборудование определяется по Соглашению о «Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств».
Согласно данному там определению, «страной происхождения товара считается страна, на территории которой он в последний раз был подвергнут обработке/переработке». Другими словами, речь идет не об отказе от использования доступного компьютерного оборудования, а о необходимости дооснащения их необходимыми элементами, позволяющими принять товар как «произведенный на территории РФ».