После ознакомления с отчетом компании «Информзащита» издание «КоммерсантЪ» рассказало читателям о том, что среди госкомпаний снизилось количество закупок услуг в сфере кибербезопасности. В отчете опубликованы результаты анализа ведомственных закупок по ФЗ-44, а также закупки госкомпаний, производящиеся по ФЗ-223 с пяти тендерных площадок на протяжении прошедших девяти месяцев 2022 года. Исходя из данных отчета, совокупная сумма размещенных тендеров уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28%, составив 47,9 млрд руб. вместо 66,3 млрд руб., а количество тендеров сократилось на 14%: в этом году прошло 11,6 тыс. в сравнении с 13,5 тыс. того же периода прошлого года. Похожие тенденции проявились и на площадке «Росэлторг» - в эти девять месяцев год к году количество лотов сократилось на 13%.
Участники рынка предполагают, что такое изменение показателей может быть обусловлено тем, что многие тендеры переходят в закрытый режим, перемещаясь на закрытые площадки. Это связано с постановлением правительства, изданным в марте этого года, согласно которому компании, попавшие под санкции, больше не публикуют информацию о своих закупках в Единой информационной системе.
Если смотреть тенденции двух предшествующих лет, то в течение этого времени госзакупки в сфере услуг по цифровой безопасности уверенно наращивали показатели. Результаты 2020 года показали рост в финансовом эквиваленте на 6% к предыдущему году, 2021 год показал еще более существенное увеличение – на 27%.
С момента начала спецоперации на территории Украины российские компании ощутили существенный рост хакерских атак, которые выражались и в массированных DDoS-атаках, и в рассылках писем, замаскированных под деловую переписку, открытие которых подвергало компьютеры атаке вирусов-шифровальщиков. Например, после кибератаки на Росавиацию 26 марта, повредившей часть документооборота ведомства, было принято решение о переходе на бумажные носители.
Еще одной причиной уменьшения закупок в этой сфере может быть постепенный перевод на российскую продукцию. При этом, помимо того что невозможна мгновенная перестройка систем параллельно с закупкой российских решений, также невозможно и резко увеличить объемы разработки в этой сфере. Учитывая, что перед переходом на отечественные решения необходимо провести тестирование, заказчики стали обдуманнее выстраивать дальнейшую стратегию в области закупок. Эксперты предполагают, что большинство заказчиков пошло по пути постепенной замены зарубежных решений на российские, параллельно также замещая импортное оборудование на отечественное.