Пользоваться иностранными облачными сервисами стало рискованно, заявил «Известиям» руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter Игорь Бедеров. К таким продуктам относятся электронная почта, удаленный доступ к базам данных и другому софту, внешние хранилища информации и прочее. По мнению эксперта, велик риск их отключения в России или блокировки. Для бизнеса это означает потерю доступа к документам, отчетности и другим данным. Ситуация скажется и на простых пользователях, ведь без облачного софта и необходимой информации компании просто не смогут предоставлять услуги, предупредил он.
— В начале марта о прекращении операций в РФ объявила Microsoft, которой принадлежит облачная платформа для бизнеса Azure (у обычных пользователей при этом популярен другой облачный продукт компании — Office 365). Мы видели, как работу в России приостановили Spotify, Netflix, а это, по сути, тоже облачные сервисы, — отметил Игорь Бедеров.
Бизнес уже осознал риски, связанные с использованием западных облачных платформ. О резком росте спроса на российские сервисы такого рода «Известиям» сообщили несколько провайдеров этих услуг. На прошлой неделе число запросов компаний на переход из зарубежных облаков в российские выросло более чем в 10 раз по сравнению, например, с обычной неделей февраля, рассказал представитель МТС Алексей Меркутов.
— За две недели марта спрос на облачные сервисы «Мегафона» вырос в 10 раз по сравнению с началом февраля. Наиболее востребованными облачными услугами являются аренда вычислительных мощностей, предоставление удаленных рабочих мест, хранение резервных копий, — заявил «Известиям» руководитель по облачным платформам и инфраструктурным решениям оператора Александр Осипов.
За последние две с половиной недели спрос на решения «МойОфис» вырос в шесть раз, рассказала коммерческий директор компании Елена Непочатова.
— Сейчас чаще всего к нам приходят с запросом на покупку решения «МойОфис частное облако» и помощь в миграции с хранилищ зарубежных вендоров. Этот продукт позволяет организовать совместную работу с документами, а также обеспечивает доступ к файлам с любого устройства, без привязки к физическому рабочему месту, — говорит она.
В VK отметили рост спроса на свои облачные сервисы и технологии в марте минимум на 30% по сравнению с февралем. Кроме того, увеличился интерес к решениям по информационной безопасности, добавили в компании.
Сегодня высок спрос и на вычислительные ресурсы, поэтому одним из самых популярных сервисов остается виртуальная облачная инфраструктура (IaaS), рассказал первый заместитель гендиректора «Ростелеком-ЦОД» Юрий Самойлов.
— В частности, мы наблюдаем большое количество заявок на перенос инфраструктуры из зарубежных дата-центров. Кроме того, в качестве альтернативы Office 365 клиенты активно используют сервис корпоративной электронной почты на базе российской разработки Communigate Pro., а также облачное файловое хранилище, — утверждает он.
Для миграции из зарубежных сервисов работы с данными компании обращаются к отечественным решениям, развернутым на базе дата-центров «Ростелекома», добавил Юрий Самойлов.
Для крупного бизнеса переход от одного облачного провайдера к другому — сложный процесс, поэтому МТС сейчас индивидуально с каждым клиентом прорабатывает такую схему, при которой удастся сохранить непрерывность операционной деятельности, отметил Алексей Меркутов.
Переход на российские хранилища даст бизнесу и его конечным пользователям гарантию стабильной работы сервисов, оперативной технической поддержки и обучения от разработчика, считают в VK.
В Минцифры сказали «Известиям», что знают о росте спроса на российские облачные сервисы — ведомство находится в постоянной коммуникации с провайдерами и сообществом. В министерстве добавили, что в нынешней беспрецедентной ситуации очевидно, что такой переход для российских пользователей — единственно верное решение, так как оно обеспечивает непрерывность работы сервиса, которая не гарантирована в случае использования иностранных ресурсов, внутреннее доверие и защиту от угроз.
Для клиентов интернет-магазинов и других онлайн-сервисов переход компаний на отечественные хранилища означает снижение рисков, связанных с невозможностью получить услуги из-за той или иной блокировки, а также утечки или потери данных, отметил гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.
По предварительным данным «ТМТ Консалтинга», российский рынок облачных услуг в 2021 году вырос в сравнении с 2020-м на 25%, достигнув 113 млрд рублей. Более 60% этого рынка приходилось на сегмент удаленной работы с софтом на сторонних серверах (Softwear as a Service, SaaS), 15% — на IaaS. Первые места в сегменте SaaS занимали компании: СКБ «Контур», Softline и «Манго телеком» (32, 11 и 6% рынка). В IaaS лидируют «Ростелеком», МТС и Selectel, сообщили в «ТМТ Консалтинге». Высокую динамику рынка облаков обеспечивает сохраняющийся курс на оптимизацию издержек (в том числе на IT-инфраструктуру), а также усиление внимания к потреблению технологических решений по сервисной модели, сказано в отчете аналитиков компании. Наибольший объем потребления — со стороны финансового сектора, промышленных предприятий, отраслей связи и сектора информационно-коммуникационных технологий, указано в документе.
Валерий Кодачигов