Система госконтроля дронов в этом году запущена не будет. Предложенный Минтрансом порядок учета гражданских беспилотных воздушных судов (БВС) правительство вернуло на доработку. Эту информацию подтвердили «Известиям» в Министерстве транспорта. Юристы отмечают, что управление БВС в России останется полностью нелегальным — для квалификации правонарушения не важно, утверждена система их учета или нет.
Согласно вступившим в силу еще 5 июля 2017 года изменениям в Воздушный кодекс РФ, собственники обязаны ставить на учет все приобретенные беспилотники с максимальной взлетной массой от 250 грамм. Не важно ввели их в Россию или произвели здесь. Для собственников дронов максимальной взлетной массой до 250 г никаких процедур регистрации не требуется.
Однако, механизм постановки на учет до сих пор не работает, поскольку не утверждено соответствующее постановление правительства. Предполагалось, что все необходимые документы будут подписаны в середине этого года. Проект постановления кабмина вернулся в министерство транспорта.
— Подтверждаем информацию о возврате данного документа в Минтранс на доработку, — заявили «Известиям» в пресс-службе ведомства.
От дополнительных уточнений в Минтрансе воздержались.
По данным источников «Известий», знакомых с ситуацией, Министерству транспорта не удалось согласовать проект документа со всеми федеральными органами исполнительной власти. При этом у некоторых ведомств диаметрально противоположные позиции — от наделения владельцев максимальной свободой использования дронов до введения полного запрета.
По данным собеседников «Известий», Минтрансу было поручено обеспечить согласование проекта постановления и повторно внести его в правительство до 1 октября 2018 года.
Приступить к учету гражданских беспилотников можно будет после утверждения всей необходимой нормативной базы и последующего осуществления всех формальных процедур, связанных с назначением оператора системы. На это может уйти несколько месяцев. Таким образом, в этом году система госучета дронов заработать уже не успеет.
На данный момент предполагается, что база данных учета БВС будет создана в Единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Ее единственным оператором определено ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Процедура контроля дронов должна быть доступна на всей территории страны. Беспилотные аппараты будут ставиться на учет в момент покупки. Для их маркирования планируется использовать опознавательные знаки, созданные на основе технологий радиочастотной идентификации, с несколькими степенями защиты от перезаписи и копирования.
По словам управляющего адвокатского бюро «Адвокаты и бизнес» Дмитрия Штукатурова, согласно ч. 5 ст. 11.5 КоАП РФ любое управление незарегистрированными беспилотниками будет являться правонарушением. Для его квалификации не важно, существует ли утвержденная система их учета или нет. И ее отсутствие не будет основанием для освобождения от ответственности, штраф составит от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей.
— Вы можете купить дрон, требующий постановки на учет, он может у вас красоваться, например, в гараже, но управлять вы им не можете, пока не появится система учета беспилотников, и пока вы не зарегистрируете его в ней, — подчеркнул Дмитрий Штукатуров.
По мнению генерального директора Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем «Аэронет» Глеба Бабинцева, учетом дронов должны заниматься объединения авиамоделистов, любителей или профессионалов. Только такие организации отрабатывают все факторы в комплексе — и технические, и организационные.
— В России три года успешно работает добровольный отраслевой учет БВС, организованный ассоциацией «Аэронет» и Федерацией авиамоделистов, — отметил Глеб Бабинцев. — Ответственные граждане обозначают себя как владельцев БВС. Мы организуем обучение пилотов и делаем все для безопасной эксплуатации БВС. И мы открыты к сотрудничеству с заинтересованными государственными структурами.
Нарушитель не станет вносить себя ни в одну из систем, уверен эксперт.
Между тем, уже сейчас предполагается, что государственную систему учета гражданских беспилотных воздушных судов в будущем свяжут с коммерческими сервисами страхования дронов. Их объединят в рамках пилотного проекта подведомственного Минтрансу ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».
Евгений Девятьяров