Рабочая группа правообладателей совместно с Роскомнадзором подготовила законопроект (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»), который позволит блокировать «зеркала» нелегальных сайтов без нового решения суда. Сейчас после блокировки сайта с пиратским контентом появляются клоны, которые полностью или частично копируют его. Для блокировки таких клонов, то есть «зеркал», нужно заново обращаться в суд — такая тяжба может вестись бесконечно, так как запуск аналогичных ресурсов поставлен пиратами на поток.
Например, в случае с торрентом Rutracker закрытие каждого его «зеркала» требует отдельного судебного иска, поскольку в настоящее время понятие «производного сайта» законодательно не закреплено, а также не установлена процедура судебной блокировки сайтов-клонов. Так, в середине февраля этого года Мосгорсуд отказался принять решение о постоянной блокировке копий и «зеркал» торрент-трекера Rutracker, поскольку счел необходимым не создавать правовую неопределенность.
Теперь же правообладатели предлагают при наличии решения о «вечной» блокировке нелегального ресурса ограничиться судебным постановлением с признанием сайта «зеркалом» без каких-либо новых дел.
«При наличии решения о постоянном ограничении доступа к информационному ресурсу правообладатель вправе обратиться в Мосгорсуд для получения судебного постановления об ограничении доступа к соответствующему «зеркалу» сайта», — говорится в пояснительной записке к документу.
Текст поправок будет представлен в среду, 16 марта, на совещании с ведущими правообладателями и представителями крупных интернет-площадок, после чего проект будет направлен в Минкомсвязь для дальнейшего вынесения на обсуждение в Госдуму.
Этими поправками к федеральному закону №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» впервые вводится формулировка понятия производного сайта, то есть «зеркала».
Так, авторы предлагают считать «зеркалом» ресурс, который был создан путем перемещения, полного или частичного копирования информации с другого сайта, а также ее перевода на другие языки.
«Производный сайт в сети интернет — имеющий сходное наименование и отображение сайт в сети интернет, созданный в результате перемещения, полного или частичного копирования информации другого сайта в сети интернет, их автоматической синхронизации, перевода такой информации с одного языка на другой язык и (или) предоставляющий пользователям возможности доступа к услугам и информации, предоставляемым на другом сайте, посредством общей системы управления» — такое определение «зеркала» правообладатели предлагают прописать в ФЗ.
Как пояснил один из участников рабочей группы, генеральный директор Национальной федерации музыкальной индустрии (НФМИ) Леонид Агронов, «зеркала» пиратских ресурсов позволяют распространителям нелегального контента беспрепятственно продолжать свою деятельность. «Рабочая группа предлагает упростить процедуры блокировки в отношении «зеркал» уже признанных судом нелегальных ресурсов», — поясняет Агронов.
По словам вице-президента ассоциации «Русский щит» Олега Яшина, который также принял участие в разработке поправок, созданием копий сайтов занимаются не только администраторы ресурсов-пиратов. В таких случаях нередко «зеркала» создаются совершенно другими людьми, которые стремятся привлечь к себе аудиторию другого пирата и монетизировать новую площадку.
При этом до конца неясно, кто именно будет признавать, что тот или иной сайт является «зеркалом» заблокированного сайта.
«Либо уполномоченный эксперт, либо сам Роскомнадзор будут давать заключение о том, что данный сайт является «зеркалом», то есть подходит под ряд технических характеристик, позволяющих говорить о том, что он не является самостоятельным ресурсом, а лишь отображает или копирует ранее заблокированный сайт», — объясняет Яшин.
Поэтому в предложенных поправках в вопросе упрощенной блокировки «зеркал» упор сделан не на администрацию ресурсов, а на наличие на сайте противоправного контента.
Проблема распространения пиратского контента, по мнению рабочей группы, также подкрепляется тем, что «зеркала» легко найти с помощью поисковых систем.
В связи с этим правообладатели предлагают на законодательном уровне обязать поисковики удалять из поисковой раздачи ресурсы, на которых размещен пиратский контент.
В конце декабря на встрече Роскомнадзора с правообладателями и онлайн-площадками представитель «Яндекса» Марина Янина обратила внимание на то, что пиратские сайты часто занимаются своим продвижением в несколько раз качественнее, нежели легальные ресурсы. Тогда участники дискуссии настояли на том, чтобы поисковик начал диалог с правообладателями.
Так, если в поисковиках задать название киноновинки, то лидирующие места в поисковой выдаче будут занимать нелегальные площадки.
Кроме того, после масштабной блокировки крупнейших нелегальных ресурсов, которая произошла в январе, была выявлена проблема недобросовестного исполнения предписаний Роскомнадзора интернет-провайдерами.
В феврале на заседании правительственного совета по кино, на котором, в частности, был поднят вопрос о неэффективности механизмов борьбы с интернет-пиратством, премьер-министр России Дмитрий Медведев смог без труда попасть на «вечно заблокированный» Rutracker прямо со своего планшета.
По мнению гендиректора НФМИ, этот инцидент наглядно показал, что интернет-провайдеры далеко не всегда соблюдают судебные решения и выполняют предписания надзорного органа.
Санкции для провайдеров за ненадлежащую блокировку обсуждались еще в октябре прошлого года. Тогда Минкомсвязь предложила штрафовать интернет-провайдеров, которые в установленный срок не блокируют запрещенные сайты.
В случае если провайдеры не ограничивают доступ к интернет-ресурсу в течение суток после уведомления Роскомнадзора о его включении в черный список, предлагалось штрафовать должностных лиц на сумму от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей — от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для юрлиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. На аналогичных размерах штрафов настаивают и участники рабочей группы.
При этом правообладатели поддержали борьбу с пропагандой средств обхода блокировок.
По мнению авторов поправок, распространение информации о порядке использования плагинов для браузеров и анонимайзеров существенно снижает эффективность борьбы с распространением нелегального контента.
В феврале документ об административной ответственности за пропаганду средств обхода блокировки сайтов был разработан Ассоциацией по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ) и одобрен Роскомнадзором.
«Введение административной ответственности за пропаганду средств обхода блокировки будет способствовать повышению эффективности блокирования запрещенных интернет-ресурсов», — отмечал глава АЗАПИ Максим Рябыко.
Новыми поправками правообладатели предлагают ввести административный штраф за пропаганду для должностных лиц в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 тыс. до 30 тыс. руб., на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Как отметил пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский, запрета расширений для браузера не планируется.
«Эти технические, программные средства имеют широкую сферу полезного применения. Но реклама этих средств как способов обхода блокировок не должна быть правомерным действием», — добавил пресс-секретарь Роскомнадзора.
По мнению главного аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна, дальнейшее ужесточение антипиратского закона может привести к еще большему распространению информации о способах обхода блокировок среди интернет-пользователей.
При этом Казарян отметил, что штрафы за пропаганду вряд ли будут способствовать стимулированию роста потребления легального контента среди россиян.
Анастасия Евтушенко