Динамичное развитие рынка мобильных виртуальных операторов в России и в мире обуславливаются рядом факторов: технологических, экономических, социальных. К социальным относятся ценности потребителя, стиль жизни, социальное поведение, потребности и пр. Стиль потребления мобильных и фиксированных услуг связи изменился. Клиент хочет получать набор сервисов «из одного окна», а не отдельно взятую услугу мобильной связи. Мы отмечаем, что абонентам становятся все более интересны пакетные предложения.
Изменились и технологии. Вряд ли предложения MVNO снискали бы сравнимую с теперешней популярность, если бы инфраструктура предоставляла услуги передачи данных на скоростях 2G. Повсеместное внедрение 3G/4G в России позволяет виртуальным операторам предоставлять услуги связи на высоких скоростях.
Инфляция, процентные ставки, уровень занятости и пр. – все это экономические факторы. В текущей нестабильной экономической обстановке в России и мире, а также в связи с насыщенностью рынка телеком-услуг, крупные операторы ищут новые способы наращивания абонентской базы, как минимум, и увеличения ARPU в идеале.
Главная причина роста числа виртуальных операторов в нашей стране кроется в выходе на рынок нового игрока – Tele2, который смог поставить на поток появление MVNO проектов, рассчитывая за счет них наращивать собственную абонентскую базу. Еще 5-6 лет назад у MVNO подобной возможности не было. Многие получали лицензии, но не могли технически оказывать услуги.
Симбиоз MNO и MVNO даёт существенные преимущества как виртуальному мобильному оператору, так и хост-оператору, который фактически предоставляет в аренду неиспользуемую пропускную способность сети. В свою очередь виртуальный, за счет экономии на строительстве инфраструктуры, может предлагать конечному потребителю по-настоящему низкие цены на услуги корпоративной мобильной связи.
В мире достаточно успешных кейсов по созданию MVNO-проектов. Известный LycaMobile, который работает в 21 стране мира, обслуживает 16 млн абонентов. Помимо телеком-бизнеса, развивает банковское направление (LycaMoney, LycaRemit), туристические услуги (LycaFly) и лотерейные сервисы (LycaLotto).
Другим примером, для которого мобильный бизнес не является основным, может быть Tesco – первый в Великобритании и третий в мире ритейлер по величине прибыли. Tesco Mobile обслуживает порядка 4 млн абонентов в Великобритании. Кроме того, оказывает услуги в Ирландии, Словакии, Чехии и Таиланде.
Секрет успеха мобильного виртуального оператора кроется в дополнительных сервисах и их реальной ценности для потребителя. Мы считаем, что объединение фиксированной, мобильной и корпоративной связи на базе виртуальной АТС, то есть фактически на единой телекоммуникационной платформе, позволяет абоненту экономить время и деньги, поскольку звонки внутри корпоративной сети MCN Telecom бесплатны.
Актуальны также низкая стоимость на звонки и мобильный интернет в поездках за границей. Здесь MCN Telecom действительно может конкурировать с российскими телеком-гигантами, поскольку ведет бизнес сразу в нескольких европейских странах и может заключать договоры на роуминг с европейскими партнерами на более выгодных условиях, тем самым предлагая оптимальные цены на услуги своим российским абонентам. Для того чтобы клиенту было удобнее пользоваться нашими услугами, мы можем предоставлять Multi SIM-карту, которая позволяет переключаться между разными операторами, не заменяя сим-карту физически.
Согласно данным международных исследований, в скором будущем основным стандартом сим-карты станет e-SIM, к чему мы и стремимся в MCN Telecom.