Заместитель генерального директора по техническому развитию STEP LOGIC Роман Остапчук: Государственный сектор представлен различными по формату и целям организациями. И если органы власти заинтересованы в сокращении сроков и себестоимости предоставляемого потребителю «сервиса», то у предприятий реальной экономики с государственным участием задачи будут другими. В любом случае возможности органического улучшения показателей давно исчерпаны. Единственным возможным способом для дальнейшей оптимизации является цифровизация всех аспектов деятельности государственных органов и предприятий. Поэтому я не сомневаюсь в устойчивости тренда на внедрение цифровых решений в государственном секторе.
Заместитель генерального директора по техническому развитию STEP LOGIC Роман Остапчук
Исполнительный директор Центра стратегического развития и цифровой трансформации компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу ЛАНИТ) Павел Сварник: Курс национальной экономики на цифровизацию – именно тот фактор, который способен создать условия для развития рынка информационных технологий, относимых к «традиционным». Для того чтобы реализовать инициативы, определенные национальной программой «Цифровая экономика», необходимо в первую очередь реализовать комплекс базовых мероприятий, направленных на обеспечение процессов цифровизации в интересах органов государственной власти и госкомпаний. Примерами таких ИТ-мероприятий может служить обеспечение надёжного доступа к информационным ресурсам с помощью корпоративной сети передачи данных или создание хранилищ отраслевой нормативно-справочной информации. Подобные задачи традиционно решает системный интегратор.
Исполнительный директор Центра стратегического развития и цифровой трансформации компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу ЛАНИТ) Павел Сварник
Директор департамента Softline по работе с государственными организациями Игорь Лейпи: Действительно, в последние несколько лет интерес к ИТ в государственных организациях заметно увеличился. О необходимости внедрения новых технологий в госсекторе сегодня все больше говорится на уровне Правительства, реализуются конкретные шаги по ускорению цифровой трансформации данного сегмента. Очевидно, что эффективное управление государством такого масштаба, как РФ, организация взаимодействия с его гражданами и создание комфортных условий для их жизни на данный момент невозможны без внедрения специализированных инструментов.
Директор департамента Softline по работе с государственными организациями Игорь Лейпи
Большую роль в ускорении цифровой трансформации госсегмента сыграла реализация национальных проектов: сегодня все усилия направлены на то, чтобы мероприятия в их рамках были реализованы точно в срок.
Руководитель направления современных ECM-решений компании ЭОС Сергей Полтев: Прошедшие полгода с марта 2020-го как никогда наглядно продемонстрировали необходимость и преимущества цифровизации для всех секторов и отраслей, а также востребованность уже реализованных проектов. При этом сохраняется огромный потенциал для снижения транзакционных издержек, доступности удаленного образования, телемедицины, масштабирования лучших практик. Об ускорении цифровизации в экономике говорится и в утвержденном Правительством «Общенациональном плане действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения».
Руководитель направления современных ECM-решений компании ЭОС Сергей Полтев
С началом корона-кризиса все мы столкнулись с совершенно новыми вызовами. С одной стороны, необходимость удаленного взаимодействия наглядно продемонстрировала востребованность сервисов электронного взаимодействия. В то же время, многие заказчики, в том числе и в государственном секторе, оказались в ситуации, когда необходимо быстро расширять контур информационных систем в условиях дефицита времени и финансов. Понимая уникальность сложившейся ситуации, ряд ИТ-компаний, в том числе одной из первых – ЭОС, предложили специальные условия, бесплатные лицензии и поддержку специалистов для экстренной цифровизации. Возможно, что сроки реализации части ИТ-проектов могут быть увеличены из-за необходимости оптимизации затрат. Тем не менее, тенденция к ускорению и расширению проектов цифровизации – одно из практически общепризнанных следствий корона-кризиса.
Руководитель направления ECM корпорации ЭЛАР Александр Кузнецов: Госсектор прямым курсом наращивает спектр ИТ-решений, и в ближайшем будущем этот процесс только усилится. В рамках цифровой экономики утверждаются федеральные проекты для развития ключевых отраслей: образования, науки, госуправления, искусственного интеллекта, импортозамещения и других. Каждое ведомство разрабатывает и утверждает собственные программы, основанные на целях, заявленных в федеральных проектах. Подобная ситуация напрямую влияет на разработку новых перспективных и инновационных ИТ-решений для различных отраслей. Сегодня на рынке сосредоточено большое количество разработчиков. Подобное сито, в конечном счете, позволяет получать действительно конкурентоспособные отечественные решения.
Руководитель направления ECM корпорации ЭЛАР Александр Кузнецов
Генеральный директор КОМПЛИТ ИС Андрей Самсонов: Мне кажется, что заинтересованность есть. У нас не очень много заказчиков – представителей госсектора, но их интерес растет. И да, в первую очередь это импортозамещение – заканчивается период оплаченной техподдержки на лицензии западного ПО, и госпредприятия начинают искать российские аналоги. Но нельзя забывать и о росте интереса к цифровизации. Такие заказчики, как ВУЗы и медицинские организации, за последний год-два проявляют очень и очень сильный интерес к применению новых технологий организации пространств, информационных систем, снижающих непроизводительные затраты персонала, средств роботизации рабочих процессов. Корона-кризис на взаимодействии государства и ИТ-компаний отразился положительно – все знают про налоговый маневр. Хотя это, как мне кажется, минимальное взаимодействие.
Генеральный директор КОМПЛИТ ИС Андрей Самсонов
Технический директор NGRSOFTLAB Иван Мершков: В целом госсектор в России никогда не был отстающим игроком в числе потребителей ИТ. Взять хоты бы активное внедрение по всей стране цифровых госуслуг или переход здравоохранения на электронные медицинские карты.
Технический директор NGRSOFTLAB Иван Мершков
Вполне ожидаемо, что пандемия, запершая практически всех в «цифровой» клетке, дополнительно подстегнула спрос, а также стала катализатором многих ИТ-проектов в госсекторе. Например, если в начале апреля на московском портале «Мои документы» можно было получить только одну услугу, то уже к началу мая жителям стали доступны 90 цифровых услуг.
Среди технологий, которые в этот период получили не только интерес, но и востребованность со стороны госсектора, – искусственный интеллект, системы отслеживания и контроля перемещений, диагностика и телемедицина, дистанционное образование и работа. Эти тренды будут расти и дальше. Не исключено, что ряд технологий может быть сыроват, но практическое применение позволит вывести их на новый уровень.
Заместитель генерального директора НОРБИТ (входит в группу ЛАНИТ) Наталья Зубкова: Цифровизация госсектора стала таким же естественным процессом, как переход на цифру других секторов экономики: ритейла, финансов, производства, фармацевтики и прочее. Ведь нельзя же жить в парадигме, когда с помощью мобильного телефона можно заказать еду, а для государственной услуги нужно собрать 25 документов. И поэтому, на мой взгляд, госсектор не может отставать, а скорее должен определять вектор развития цифровых сервисов и услуг.
Заместитель генерального директора НОРБИТ (входит в группу ЛАНИТ) Наталья Зубкова
Говоря о тренде импортозамещения, нужно понимать, что западные вендоры при создании платформ ориентировались на бизнес. И когда понадобились ИТ-решения для государственного сектора, именно импортозамещение повлияло на развитие стека технологий, отвечающих российским условиям. Правительство принимает множество полезных мер для развития ИТ-сектора, в их числе установка налоговых льгот для ИТ-компаний. Мы видим внимание к развитию этих сервисов не только на федеральном, но и на региональном уровнях, и новые интересные назначения на руководящие позиции - всё это показывает заинтересованность государства в развитии ИТ.
Директор компании ICL Services Сергей Соловьев: Да, можно говорить об увеличении заинтересованности госсектора в ИТ. Причин несколько. Во-первых, государство и лидеры страны связывают развитие государства и экономики с развитием информационных технологий. Этот процесс стимулируется бюджетными финансовыми средствами. Еще одной причиной является цифровая трансформация деятельности государственных органов, которая порождает необходимость формирования больших данных и их использования с применением искусственного интеллекта. Это позволяет госорганам выполнять больше и больше функций быстрее и эффективнее. Еще одним стимулом становится повышение рейтинга страны в качестве современного, гибкого и привлекательного участника системы международных отношений. В этом плане уровень развития технологий в работе государственных сервисов значительно подкрепляет движение к цели. Нельзя также не учитывать и тот факт, что действующий премьер-министр М.В. Мишустин исторически связан с информационными технологиями, поэтому это направление активно находит поддержку и стимулируется его развитие.
Директор компании ICL Services Сергей Соловьев
Главный архитектор программного обеспечения nlogic (входит в «ИКС Холдинг) Подолин Алексей: Государство продолжает уделять большое внимание вопросам цифровизации и до сих пор остается крупнейшим ИТ-заказчиком. Вполне возможно, эта тенденция продолжится. При этом уже сейчас можно наблюдать заметное ускорение самого процесса цифровизации госструктур и увеличение объема инвестиций. Параллельно с ростом числа государственных проектов уменьшается доля независимых системных интеграторов.
Главный архитектор программного обеспечения nlogic (входит в «ИКС Холдинг) Подолин Алексей
В последнее время наметилась тенденция по централизации на уровне ведомств и более плотное их взаимодействие в части оказания услуг для граждан и бизнеса. Кроме того, продолжается усиление политики импортозамещения, к информационной безопасности предъявляются все более серьезные требования.
Если говорить о наиболее важных долгосрочных последствиях кризиса, вызванного COVID-19, параллельно с усилением позиции государства на ИТ-рынке, многие сектора экономики получат мощный стимул для скорейшей цифровизации своей деятельности и, как следствие, коренным образом изменится современное российское рабочее место и сама культура работы.
Игорь Лейпи (Softline): Softline наблюдает поступательный рост числа госконтрактов. Говорить о лавинообразном росте спроса я бы не стал, но ежегодно этот рынок прирастает на 20-30 %. Увеличение числа госконтрактов в 2020 году связано, в том числе, с потребностью в оперативной организации удаленной работы государственных учреждений, а также реализацией мер по противодействию распространения вируса в местах общего скопления людей.
Сергей Полтев (ЭОС): Наша компания известна в первую очередь как разработчик решений для автоматизации документооборота. Исторически, государственные структуры в значительной степени определяли общий вектор развития систем документооборота. Эксперты ЭОС принимали участие в большинстве знаковых для отрасли проектов, также как и в разработке национальных и международных стандартов в области управления документами.
Продукты ЭОС и экспертиза специалистов востребованы в крупнейших проектах цифровой трансформации. На базе компании ЭОС создан подкомитет ПК-6 по стандартизации электронного документооборота. Более тридцати субъектов РФ приняли продукты ЭОС в качестве базовых для обеспечения документационного взаимодействия всех структур власти регионального и муниципального уровней. Все большее применение находят и решения для автоматизации многофункциональных центров оказания государственных услуг.
По состоянию на начало 2020 года, соотношение заказчиков из государственного и коммерческого сектора для ЭОС – около 50/50. В тоже время, как мы уже с вами отметили, государственные проекты продолжают задавать ключевые направления развития отрасли.
Александр Кузнецов (ЭЛАР): Конечно, меньше всего пострадали федеральные проекты. Большая часть запланированных проектов будет выполнена. Сейчас рынок восстанавливается, утверждаются новые федеральные проекты, к примеру «Искусственный интеллект» и законодательные инициативы, среди которых можно вспомнить планируемое с 1 января 2021 года отнесение новых структур к объектам КИИ, что даст новый импульс процессам импортозамещения. Это все подразумевает формирование статей финансирования и, соответственно, заключение новых госконтрактов.
Андрей Самсонов (КОМПЛИТ ИС): Как я уже говорил выше, мы в КОМПЛИТ ИС видим возросший интерес, связанный с импортозамещением для всего госсектора, и интерес к внедрению новых технологий у медицинских организаций и вузов.
Сергей Соловьев (ICL Services): Компания ICL Services в основном работает с коммерческим сектором. Если говорить о группе компаний ICL, частью которой является ICL Services, то это более заметно, так как частота и объем участия группы компаний в государственных контрактах увеличилась. Речь, в первую очередь, идет о контрактах на поставку ИКТ-решений, систем и оборудования собственного производства, на выполнение проектов по разработке, внедрению и сопровождению ИС в интересах государственных органов.
Роман Остапчук (STEP LOGIC): Создание высокотехнологичных отделов внутри госкомпаний, в первую очередь, означает рост экспертизы наших заказчиков за счет появления качественного и осознанного планирования. Мы не считаем, что это приведет к росту конкуренции, так как сейчас существует высокий спрос на передовые цифровые решения и отечественному рынку еще далеко от «затоваривания».
Павел Сварник («ЛАНИТ-Интеграция»): Увеличение доли госкорпораций на ИТ-рынке, а также появление высокотехнологичных отделов внутри этих компаний – вполне естественный и, в общем, довольно ожидаемый тренд. По мере проникновения технологий в специфические отраслевые функциональные задачи, ИТ перестает быть уделом исключительно технологических компаний и становится базовой компетенцией самих заказчиков. Для нас эти изменения, конечно, не сюрприз, но вызовом от этого не перестают быть: мы актуализируем собственный профиль компетенций, чтобы продолжать сохранять лидирующие позиции на рынке. В настоящий момент делаем акцент на развитии отраслевой экспертизы, чтобы предлагать по-настоящему востребованные адресные решения. Мы развиваем консалтинговую практику в области стратегического менеджмента, чтобы продолжать разговаривать с заказчиками на языке экономических выгод.
Игорь Лейпи (Softline): Появление высокотехнологичных подразделений внутри крупных корпораций действительно в какой-то мере повышает конкуренцию на ИТ-рынке в целом и дает стимул для развития российских ИТ-специалистов, что является несомненным плюсом для развития отрасли. В числе минусов можно назвать тот факт, что сами компании-инсорсеры зачастую находятся в изолированной среде – в отсутствие конкуренции их развитие идет более медленными темпами, и в какой-то момент качество их услуг может оказаться существенно ниже среднерыночного.
Александр Кузнецов (ЭЛАР): Действительно, в структуре больших компаний все чаще появляются мощные ИТ-подразделения, занимающиеся не только поддержкой, но и реализацией внутренних ИТ-проектов. На мой взгляд, это очень полезно, так как в любом случае такие компании будут использовать услуги или продукты сторонних разработчиков, и в тоже время степень зрелости таких заказчиков, степень их компетенций и понимания собственных бизнес-процессов существенно выше, что только положительным образом сказывается на качестве ИТ-проектов.
Андрей Самсонов (КОМПЛИТ ИС): Плюс в том, что много ИТ не бывает. Минусы – мне все же представляется, что государственные предприятия ввиду их большого размера не вполне гибки, и возможно, лучше использовать частные предприятия – они гибче, быстрее, а в конечном счете и дешевле.
Наталья Зубкова (НОРБИТ): Сбербанк дал старт инхаусной разработке, и многие банки последовали этому тренду. Сложно сказать, что это привело к какому-то глобальному успеху. Во-первых, отношения «заказчик-поставщик» всё же больше стимулируют исполнение контрактов в срок. Во-вторых, внутренний заказчик всегда более лоялен в принятии каких-либо компромиссов, чем внешний.
Когда эти компании создавались, мы боялись, что можем потерять контракты. Но время показало, что ни в одном из заказчиков, где созданы такие инхаусные структуры с большим штатом сотрудников, объем задач по нашим проектам не уменьшается.
Но стоит отметить один большой для нас минус – они «взорвали» рынок труда и сильно подняли зарплатные ставки, чем усугубили кадровый дефицит ИТ-специалистов.
Сергей Соловьев (ICL Services): Процесс имеет место быть. Госкорпорации сегодня создают внутренние компании-инсорсеры. Мы как профессиональные аутсорсеры видим больше минусов в этом процессе как для самих госкорпораций, так и для ИТ-индустрии в целом. С нашей точки зрения, госкорпорации должны больше давать на аутсорсинг, оставляя за собой функцию формирования ИТ-стратегий и управления подрядчиками и проектами трансформации. Исходя из объема задач и технологий, это может быть мультивендорная сервисная поддержка ИТ-ландшафта или поддержка со стороны одной компании.
Отечественный рынок компетенций и ИТ-специалистов на сегодняшний день достаточно ограничен (по новому притоку, количеству) и сильно разогрет. И зачастую такие компании-инсорсеры, ориентируясь во многом только на затраты на заработную плату в своих экономических показателях, еще больше разогревают рынок специалистов, усиливая конкуренцию за профессионалов.
Когда компания обслуживает несколько направлений, то есть возможность развития в синергии различных опытов, в этих условиях закрепляются и получают развитие лучшие технологии и процессы работы, происходит интенсивный обмен опытом, что очень позитивно влияет на клиентов из различных отраслей, использующих различные технологии. То есть, клиент профессионального аутсорсера в таком случае может рассчитывать на получение квинтэссенции различного опыта. Компании-инсорсеры – это зачастую более ограниченная картина, когда существуют задачи одного плана и не хватает кругозора, стороннего опыта, лучших практик для качественного улучшения. Отсюда происходит замедление развития, которое к тому же охраняется привилегированным статусом инсорсера.
Роман Остапчук (STEP LOGIC): Озвученные регулятором цели выглядят амбициозно. Они доказывают важную роль ИТ-сектора для роста экономики России. На мой взгляд, положительный результат в этом вопросе обеспечит качественная проработка и реализация задач, а также гибкость при работе с изменчивой ситуацией, актуальная в настоящее время.
Игорь Лейпи (Softline): Сам факт установки столь высоких планок демонстрирует, что Правительство серьезно заинтересовано в ускорении развития ИТ-отрасли. Получится ли достичь этих показателей так быстро – покажет время. Но бизнес, и в частности Softline, настроен столь же решительно и готов предлагать свои компетенции для решения стоящих перед государством масштабных задач.
Государство уделяет огромное внимание развитию новых технологий. В каждом ФОИВ сегодня есть отдельные сотрудники, ответственные за направление цифрового развития. Это повышает скорость принятия изменений и развития технологий в госсекторе.
Если говорить о тех государственных инициативах, которые, на наш взгляд, способствуют развитию отрасли, в первую очередь я бы отметил факт появления инструментов поддержки и адаптации технологичных решений в реальной экономике. Российский бизнес может воспользоваться льготными кредитами и государственными субсидиями на внедрение отечественных ИТ-решений.
Кроме того, в начале этого года Минкомсвязь выпустила рекомендации для проведения цифровой трансформации госкомпаний, применимые, в том числе, и для коммерческих организаций. В них содержится, в частности, набор KPI, которые важно включить в стратегию цифровой трансформации отдельной компании. По итогам реализации пилотных проектов в ряде крупных госкомпаний подтвердилась эффективность предложений Министерства.
Еще один инструмент, использование которого должно позитивно сказаться на рынке ИТ – регуляторные песочницы, особые правовые режимы для развития новых технологий, которые заработают в России с начала следующего года. Песочницы используются в разных странах и помогают сократить разрыв в развитии законодательства от развития новых технологий.
Александр Кузнецов (ЭЛАР): Я думаю, такие планы вполне реалистичны. Многие госпрограммы указывают 2030 год как окончательную дату достижения заявленных показателей. Государство заинтересовано в подготовке кадров в критически важных областях, отсюда большое количество инициатив и утвержденных федеральных проектов.
В частности, недавно утвержден федеральный проект «Искусственный интеллект», в рамках которого будет проведена большая работа по популяризации, изучению, нормативному регулированию и созданию решений в области ИИ. Главная цель - сократить разрыв с остальным миром в тех сферах и технологиях, которые будут массово востребованы в ближайшие несколько лет.
При правильном подходе времени вполне достаточно, более того, мы уже преодолели стадию «набивания шишек», за несколько лет был наработан опыт и понимание необходимости тех или иных решений, поэтому сегодня реализация госпрограмм обещает быть взвешенной и комплексной.
Генеральный директор КОМПЛИТ ИС Андрей Самсонов полагает, что государство должно максимально благоприятствовать, если даже не навязывать концепцию цифровизации обществу в целом – ведь это выгода непосредственно людям. Конечно, хотелось бы преференций ИТ-компаниям – они одни из немногих, которые готовы и могут выдавать продукт с высокой добавленной стоимостью при минимальном вложении средств (см. фигуру речи раздела «компания КОМПЛИТ» от 1 октября 2020 г.).
Андрей Самсонов (КОМПЛИТ ИС): Планы реалистичны, если государство будет последовательно придерживаться собой же поставленных целей. Именно последовательно, поскольку все время есть страх, что все озвученное не более чем очередная «кампания», которая быстро забудется.
Иван Мершков (NGRSOFTLAB): На мой взгляд, планы амбициозные, как и должно быть, при этом их реализация будет весьма сложной. Я бы ответил на такой острый вопрос одной фразой: кадры решают все.
В России потребность в ИТ-специалистах высокого уровня оценивается более чем в 200 тысяч сотрудников, это отражается в исследовании ассоциации АКПИТ. Доля ИТ-кадров среди экономически активного населения России составляет 2,4 %. При этом в среднем доля по Европе находится на уровне 3,9 %. Наша компания, в том числе, хорошо ощущает, когда предложение не покрывает спрос на рынке труда.
Отдельно я хочу выделить тему образования будущих специалистов. На текущий момент законодательство не регламентирует стажировки как отдельный вид трудоустройства. При этом здесь скрыт довольно большой потенциал. Во время собеседований с выпускниками очевидна разница, когда за плечами у соискателя есть опыт, а когда он отсутствует. На мой взгляд, необходимо значительно увеличивать практический опыт студентов при получении высшего образования. При этом работодатели заинтересованы, когда студенты приобретают теоретические навыки в вузе, а практические оттачивают непосредственно в компании во время стажировки.
Для развития отечественной ИТ-индустрии важно обеспечить все возможности для перепрофилирования и переподготовки специалистов. На текущий момент есть потребность не только в разработчиках, тестировщиках и инженерах – на рынке ощущается нехватка менеджеров продукта, UX/UI-специалистов, аналитиков, пресейл-менеджеров, в том числе менеджеров по продажам.
Логичный со стороны государства шаг – разработать программу стимулирования ИТ-компаний, которые берут на стажировку и трудоустраивают в штат студентов, выпускников и сотрудников, сменивших специальность.
Также не стоит забывать, что ИТ-специалисты, в отличие от многих других специальностей, экстерриториальны, а значит, необходимо учитывать и проблему утечки кадров. С другой стороны, дефицит специалистов высокого уровня можно сокращать путем привлечения экспертов из других стран. Так, 29 февраля 2020 года в России вступил в силу новый расширенный перечень профессий, позволяющий иностранцам получить гражданство по упрощенной схеме. В этот раз он включает 135 специальностей, часть из которых относится к ИТ-рынку.
Наталья Зубкова (НОРБИТ): Сегодня на государственном уровне обсуждается довольно много инициатив: как подготовить хорошие кадры, как привлечь компании и людей в российскую юрисдикцию, как сделать привлекательными условия для инвестирования. Конечно, мы только приветствуем любые позитивные изменения. Для нашей компании стало важным закрепление налоговых ставок для ИТ-компаний. Очень верим, что новые правила налогообложения помогут нам высвободить дополнительные деньги, которые мы сможем инвестировать в развитие бизнеса, создание новых продуктов и повышение заработных плат ИТ-специалистам.
Также мы очень ждем качественную перестройку системы подготовки ИТ-специалистов. Из-за кадрового голода нам приходится самостоятельно готовить кадры: у нас запущены стажерские программы, мы читаем курсы в партнерстве с вузами. И ведем много других внешних и внутренних активностей для взращивания кадрового резерва нашей компании.
Сергей Соловьев (ICL Services): Я бы отметил государственные инициативы, направленные на создание наиболее благоприятных условий для развития рынка отечественного ИТ средствами налогового маневра. Это действительно могло бы дать импульс для дальнейшего развития ИТ-отрасли, прихода инвестиций и международного бизнеса. Это делается для того, чтобы экономика России, помимо сырьевых отраслей, использовала и область ИТ как источник дохода. Но здесь должны быть более комплексные меры. Как в дальнейшем будут применяться те элементы маневра, которые на данный момент задекларированы, и какие другие расширяющие меры будут предприняты – пока неизвестно. Без комплексного подхода усиления позиций России как мирового ИТ-лидера может и не произойти.
Роман Остапчук (STEP LOGIC): Важно сохранять баланс между краткосрочными и среднесрочными задачами и проектами. Этот год поставил большое количество неожиданных задач, требующих оперативных мер. Сейчас мы возвращаемся к поиску баланса между конкретными проектными решениями, существующими в рамках правил бюджетирования и конкурсных процедур, и стратегическим видением развития, дающим максимальную синергетическую выгоду от отдельных проектов.
Павел Сварник («ЛАНИТ-Интеграция»): Государство и ИТ-компании должны находиться в постоянном диалоге. Для реализации задач цифровизации национальной экономики нужны высококвалифицированные системные архитекторы и руководители комплексных проектов, которые обладают не только теоретическими знаниями, но и реальным опытом реализации подобных проектов. Стратегический диалог государства и бизнеса следует организовать таким образом, чтобы ИТ-компании не боялись инвестировать в найм и развитие высококвалифицированных специалистов или специалистов узкого профиля. Здесь есть свои сложности. Период подготовки таких сотрудников обычно занимает два года и более. При отсутствии конкретных проектов, содержание штата ложится на плечи рыночных игроков, хотя основным заказчиком их компетенций остается государство. Очевидно, что положения 44-ФЗ и 223-ФЗ не позволяют гарантировать выбор конкретного исполнителя, но с учетом того, что он единственный проинвестировал в этих специалистов, вложения становятся для него слишком рискованными. Если диалог между государством и бизнесом отсутствует, не будет и достаточного объёма инвестиций со стороны бизнеса в необходимых для государства специалистов и, в том числе, по этой причине ряд инициатив по цифровой трансформации национальной экономики просто буксуют.
Игорь Лейпи (Softline): Главное условие для динамичного развития рынка – синергия усилий бизнеса и власти. Мы убеждены, что прозрачность и четкость работы на ИТ-рынке как со стороны государства, так и со стороны ИТ-компаний в ближайшее время будет только усиливаться. Softline много лет реализует масштабные проекты в области цифровизации на российском и глобальном рынке. Мы готовы использовать свой опыт, накопленный в сотрудничестве с лучшими мировыми партнерами, для развития отечественного рынка инноваций.
Александр Кузнецов (ЭЛАР): Я думаю, что, если бизнес и государство будут работать слаженно, воплотятся в жизнь заявленные меры господдержки разработчиков, науки и образования, даже статистически существует большая вероятность, что мы сможем совершить качественный рывок и достичь необходимых показателей.
Андрей Самсонов (КОМПЛИТ ИС): От государства, на мой взгляд, помимо налогового маневра, нужна последовательность в действиях, четкие, количественные цели в области цифровизации и поддержка образования. От ИТ-компаний – повышение профессионального уровня, развитие и стандартизация бизнес-процессов внутри компаний и… работа и еще раз работа.
Иван Мершков (NGRSOFTLAB): В первую очередь ИТ-отрасль нуждается в системном, эффективном и быстром законотворчестве. Сегодня скорость развития технологий настолько стремительна, что государство находится в позиции догоняющего. При этом законодательная база должна содействовать технологическим компаниям, а не ограничивать их.
Поддерживающую роль государство может дополнить налоговыми льготами и преференциями. Любое развитие требует финансовых вложений. Поэтому доступность кредитов и низкие ставки станут дополнительным, но ощутимым стимулом.
Мне импонирует венчурный опыт Израиля. В 1993 году министерство промышленности и торговли основало государственный венчурный фонд Yozma. За семь лет его существования было инвестировано $ 200 млн и создано 4 тыс. технологических компаний. Сумма привлеченных ими иностранных инвестиций превысила $ 7 млрд. Это прекрасный пример для заимствования. Не менее интересный израильский проект – Technology Incubator Program, задачей которого было предоставить материальную базу для молодых компаний, занимающихся созданием продуктов и технологий, но не имеющих бюджета на дорогое оборудование и сопутствующее программное обеспечение. Это простое и эффективное решение позволило стартапам сосредоточиться на целевой деятельности – изобретениях, испытаниях и развитии продуктов, вместо траты ресурсов на бытовые проблемы и административно-хозяйственные вопросы. Кстати, этот опыт хорошо знаком и нашей стране: именно по такому принципу работали советские конструкторские бюро.
От ИТ-компаний требуется, прежде всего, создавать технологии и продукты, которые востребованы и имеют практическое применение – решать проблемы человечества.
Сергей Соловьев (ICL Services): Чтобы ИТ-отрасль эффективно работала не только в России, но и была экспортоориентированной, от государства необходима продуманная комплексность мер: экономических (в первую очередь, налоговых), образовательных (подготовка качественных ИТ-специалистов), политических (функционирование демократических политических институтов, которые защищают инвестиции зарубежных инвесторов). При благоприятном налоговом режиме инвесторы готовы приходить на отечественный рынок, но здесь нужна уверенность, что инвестиции будут защищены. Сейчас государство видит развитие в стимулировании продуктовых направлений (программные продукты, продажа лицензий и так далее), но мировая экономика в большей степени не продуктовая, а скорее сервисная. И поэтому важно развивать направление предоставления сервисов на Запад.
Для ИТ-компаний, в свою очередь, важно стремиться выходить на мировые рынки, чтобы о них больше знали, чтобы они участвовали в глобальном разделении труда в области ИТ. Включение в общий процесс интеграции позволит повысить культуру ИТ и зрелость технологий в России, а государству - быть успешным в мире.
ICT-Online.ru: Большое спасибо за беседу!