Во время своего выступления на дискуссионном клубе «Электронные госуслуги: текущее состояние и ближайшие перспективы» замглавы Минкомсвязи Илья Массух уточнил, что в настоящее время выдано около 350 тыс. заграничных паспортов, оформленных через портал госуслуг, и именно для этого в чистом виде используется межведомственный обмен электронными документами через систему СМЭВ. Он также сообщил, что к СМЭВ в настоящее время подключены уже около 30 федеральных ведомств и приблизительно 40 регионов, а до 1 июля 2011 г., с вступлением в силу закона №210 «О государственных услугах», должны будут подключены все ведомства во всех регионах России.
Что касается единого портала госуслуг, то, по словам замглавы Минкомсвязи, наибольшее количество личных кабинетов граждан на портале Gosuslugi.ru активируется в отдалённых регионах, таких как Камчатка, Дальний Восток, Хабаровский край, Карелия, Мурманская область, что, по его мнению, объясняется суровыми погодными условиями, большими расстояниями и недостаточно удобным и доступным расположением офисов ведомств на этих территориях. И хотя сейчас ключ активации электронного кабинета на портале госуслуг приходится получать через «Почту России», Илья Массух заверил, что с лета этого года во всех 83 субъектах РФ можно будет оперативно сделать это в региональных офисах объединенного «Ростелекома».
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух
В то же время, по словам заместителя руководителя Росреестра Сергея Сапельникова, его ведомство при переводе услуг в электронный вид преследует чисто утилитарные цели. Производственные мощности службы ограничены, и отвечать на все возрастающее количество заявок о регистрации недвижимости и вести кадастровый учет имеющимися силами становится все труднее. Единственный выход из этой ситуации – переводить услуги Росреестра в электронный вид – сегодня 40 % времени сотрудников ведомства уходит на то, чтобы оцифровать бумажные документы для информационной системы ведомства.
«В целом, конечно, все федеральные ведомства придерживаются установленных сроков, но нужно смотреть дальше – что делать с этими электронными документами. Парадоксально, но сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда наши электронные документы бизнес-сообщество принимать отказывается (банки, нотариусы, муниципальные органы и т. д.). То есть лучше говорить не о плане, а о состоянии перехода, готовности отрасли к электронным документам. Потому что мы впервые оказались в ситуации, когда государство опережает коммерческий сектор в использовании электронных документов. Ранее было наоборот. И как подвинуть наше общество к соответствию плану, установленному для госорганов, пока для нас непонятно», – отмечает заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников.
Заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников
В тоже время г-н Сапельников отметил, что потребление электронных госуслуг, оказываемых Росреестром, отличается от географии активации личных кабинетов на портале госуслуг. В основном оно совпадает с картой экономически развитых регионов: Москва и область, Санкт-Петербург, города-милионники, Краснодарский край, Татарстан, Башкортостан и т. д. Что касается взаимодействия с региональными органами власти, то опросы Росреестра показывают – только 40 % из них готовы даже не к электронным госуслугам, а к компьютеризации как таковой. И только один регион ответил ведомтсву, что готов с 1 июля полноценно перейти на оказание госуслуг в электронном виде, – это Татарстан.