Красивый сервис Yota Play вряд ли станет успешным бизнесом

Yota Play - это, безусловно, технологически красивый сервис, замечательная идея. Но его актуальность и востребованность вызывает немало вопросов.

1. Смущают, например, очевидно высокие операционные расходы: на гарантированные платежи правообладателям за наполнение каталога; вероятно, заметные отчисления интернет-проектам, которые соглашаются интегрировать услугу Yota Play на свои порталы; расходы на аренду емкостей в ЦОД в различных регионах России. Кроме операционных есть и капитальные затраты на проект, начиная от разработки собственного ПО и заканчивая разработкой собственной платформы доставки контента (ее придется постоянно модернизировать, особенно, если будет расти нагрузка), а также расходы на дизайн интерфейса, выполненный в Объединенном Королевстве.

Заявленные инвестиции в US$15 млн до 2012 года вряд ли реалистично вернуть в виде платы за разовые покупки контента. Даже с горизонтом в несколько лет. Ситуация может улучшиться осенью 2011 года, после запуска подписных сценариев, но многое будет зависеть от того, какие расценки и условия предложат пользователям. Если коммерсанты ошибутся, о значимом спросе придется забыть.

2. Не в пользу Yota Play и крайне низкое на сегодняшний день проникновение смарт-ТВ на российском рынке. Период пользования телеприемником составляет несколько лет, поэтому рост проникновения не будет носить взрывной характер. А из тех, кто все же приобрел такие телевизоры, далеко не все подозревают о соответствующей возможности, в частности, не намереваются подключать свой телевизор к интернету.

3. Дополнительное негативное влияние окажет и то, что Россия далека от 100%-ного проникновения услуг ШПД. Необходимость того, чтобы провайдер интернета обеспечивал не менее 2 Мбит/с для поддержания максимального качества изображения вряд ли можно отнести к "мягким" требованиям. На практике использование режима видеостриминга может приводить к падению качества картинки в неожиданные моменты или даже к невозможности продолжить просмотр фильма. На мой взгляд, без поддержки режима "даунлоада" сервисы "видео по требованию" не обеспечивают высокого уровня удовлетворенности клиентов.

4. Негативное влияние для пользовательский опыт будет оказывать и то, что контент защищен с помощью DRM. Это не только усложняет поддержку принципа - "контент можно просмотреть на любом устройстве" (для каждого из них должен быть готов соответствующий плагин или другой софт, поддерживающий DRM), но означает, что оплаченным вами контентом нельзя будет поделиться с друзьями и знакомыми. Каждому, кому вы порекомендуете просмотр картины, придется тоже за нее заплатить или воздержаться от просмотра.

5. Нельзя не отметить и сравнительно небольшой размер каталога полнометражных фильмов Yota Play в настоящее время, что снижает его конкурентоспособность по отношению к нелегальным сайтам, где есть все или почти все, что ищут пользователи.

6. Несмотря на то, что создатели Yota Play, похоже, убеждены в уникальности нового сервиса, на рынке есть различные предложения-заместители, в частности, уже снискавший определенную известность портал "Омлет". С ними также придется конкурировать, хотя, безусловно, основную конкуренцию продолжат обеспечивать стриминговые сайты в интернет и возможность пусть и формально нелегального, но оперативного скачивания контента в высоком разрешении и разнообразных вариантах озвучки из сети интернет.

В совокупности все перечисленные факторы заставляют меня сомневаться в коммерческом успехе проекта в ближайшие год-два. Выход на окупаемость не произойдет в 2011 году, да и до завершения 2012 года добиться этого вряд ли будет возможно. Останется ли у Yota готовность продолжать инвестирование в убыточный проект и после 2012 года? Это вопрос к руководству компании, на который вряд ли будет дан ответ в ближайшее время.

Отдельно - мои ощущения от общения с Денисом Свердловым "в кулуарах", как это называют. Мне показалось, что он не ждет от Yota Play "взлета ракетой" и готов ждать результатов, как минимум, больше года. А до конца 2012 года, конечно, много воды утечет и судить о дальнейших перспективах Yota Play пока слишком рано.

Тематики:

Ключевые слова: Интернет, Интернет-провайдеры, доступ в Интернет