Сегодня, уважаемые коллеги, нет такой постановки вопроса – спасает цифровизация бизнес или нет, нужны информационные или нет. В стратегии развития любой компании, в том числе в процессе масштабирования бизнеса или освоения новых рыночных ниш, ИТ находятся в безусловном приоритете, начиная от IP-телефонии и облачной АТС, заканчивая информационной безопасностью, актуальными технологиями удаленной работы и широкого спектра облачных сервисов.
Конечно, кризис, вызванный коронавирусом, внес коррективы в ИТ-повестку. Однако. большинство компаний и до пандемии так или иначе задумывались над переводом части сотрудников на удаленную работу. Хороший опыт, к примеру, имеют «ВымпелКом» (бренд Билайн) или Dell Technologies, которые практикуют такой подход к организации бизнес-процессов не первый год. Причем это не только отработанные технологические нюансы, связанные с доступом сотрудников к корпоративным ресурсам или информационной безопасностью, но и юридические тонкости: другие виды договоров, охрана труда, режим рабочего дня и т. д.
Эксперты, представители ИТ-компаний на основании отзывов своих заказчиков сходятся в том, что после окончания пандемии значительная часть персонала так и останется трудиться в домашнем формате. Во-первых, организации уже имеют положительные наработки в этой области. Во-вторых, многие опасаются новой вспышки пандемии, и до осени постараются придержать часть персонала дома, чтобы в случае инцидента не повторять весь этот процесс заново. И самое главное – руководители увидели в удаленной работе большие преимущества для компаний, в том числе финансовые: в первую очередь, сокращаются затраты на аренду офисных площадей, на командировки – а это очень болезненная для организации статья расходов.
То же касается других «трендов» эпохи пандемии – таких, как дистанционное образование и телемедицина, роботизация и искусственный интеллект. Все эти технологии и сервисы мы узнали еще несколько лет назад. COVID выступил катализатором изменений, он не перевернул, а просто намного приблизил цифровое будущее.
Таким образом, бизнесу любого масштаба сегодня не приходится думать о том, «что цифровизировать в первую очередь» он с самого начала цифровой и в первую, и во вторую, и в последующую очереди. Компания представлена на онлайн-витрине, занимается продвижением в социальных сетях, использует системы управления проектами, CRM, BI, онлайн-банкинг, IP-телефонию, ВКС и так далее.
Означает ли это в перспективе переход бизнеса полностью в онлайн? Разумеется, нет. Никакой сервис доставки еды не заменит, например, посещения любимого ресторана или кафе. При явном тяготении электронных, спортивных и даже фэшн-ритейлеров к рынку e-commerce всегда останутся люди, которым важно прийти в офлайновую точку, повертеть товар в руках, примерить, поговорить с живым консультантом. В эпоху пандемии стали популярны онлайн-туризм - но посмотрите, какой ажиотаж поднялся, когда открыли некоторые возможности для обычных путешествий.
Безусловно, бизнес должен развивать онлайн-каналы, присутствие в соцсетях, бизнес-аналитику, внедрять эквайринг, создавать мобильные приложения и т. п. Но делать это необходимо параллельно с поддержкой классических каналов.