«Цифровая трансформация» – внедрение IT-решений в бизнес-процессы компании, которое приводит к радикальному изменению основных параметров ее деятельности. Этим трансформация отличается от привычной компьютеризации (от которой никуда не деться) и от автоматизации (от документооборота до управления бизнес-процессами). Если хотите, это горбачевская «ускорение & перестройка» – только в хорошем смысле слова! – и с IT.
Приведем несколько примеров. У дизайнерского бюро это может быть, предположим, внедрение 3D-печати прототипов или создание «VR-экскурсий» по создаваемым интерьерам, домам или районам, что радикально изменяет процесс общения с заказчиком. Бывает, что такие демонстрации позволяют существенно быстрее понимать заказчика и, как следствие, точнее ставить задачи и быстрее сдавать работы. Для агрокомплекса – внедрение дронов, ведущих мониторинг состояния полей и, в зависимости от получаемых данных, «целевое» распыление средств защиты растений (a.k.a. ядохимикаты) или такое же «точечное» внесение удобрений или выполнение полива. Бывает, от этого урожайность на привычных культурах и на тех же почвах возрастает на десятки процентов, а иногда и в разы. У компании логистической – внедрение средств мониторинга за транспортом. Бывает, что мониторинг такой настолько затрудняет водителям исполнение неучтенных «шабашек» на транспорте компании, организацию неучтенных «перекуров» и торговлю топливом «налево», что дивным образом влияет на финансовые показатели всего бизнеса фирмы. Вы заметили слово «бывает» в каждом из приведенных примеров? Оно там стоит не случайно…
Сам факт внедрения IT-решений не способно волшебным образом решить проблемы в «узких местах» бизнес-процессов компании. Эти бизнес-процессы нужно проанализировать, выявить «узкие места», после этого, применив наработанную экспертизу, понять способы их оптимизации, затем разработать, внедрить и отладить IT-решение, способное обеспечить ту оптимизацию, причем – по возможности! – в автоматическом режиме. И вот тут начинаются проблемы…
В большинстве случаев сейчас экспертиза находится у одних компаний, возможность погружаться в бизнес-процессы заказчика – у других, а выполнять поставку нужного оборудования – у третьих… последнее, замечу, еще та задачка: в ряде случаев «железо» и софт нужны бывают редкие, а поставки практически штучные. Классический канал, использующий привычную схему для поставки оборудования – вендор-дистрибутор-реселлер, причем последним в нашем случае чаще всего бывает интегратор – ориентирован на традиционный «boxmoving», то есть на массовую продажу штатного оборудования. А тут в ряде случаев интегратор не имеет соответствующей экспертизы (она есть у вендора, по крупицам собранная с успешных проектов по всей планете), вендор понятия не имеет о локальных условиях и предпочтениях, а для дистрибутора, привыкшего к поставкам оборудования десятками тысяч единиц, требуемые поставки хитрой продукции в десятках штук, а иногда и в несколько единиц – крайне проблематичны.
В результате проблемы бизнеса клиента – который платить за всю «цифровую трансформацию» из своего кармана, как обычно – решают все игроки канала. Это необходимо, как минимум, для собирания экспертизы, фрагменты которой обычно бывают в разных местах канала. И у вендора, который владеет общей информацией по удачным/провальным проектам на глобальном уровне. И у интегратора, который лучше владеет локальной ситуацией и которому в итоге строить рабочее решение и внедрять его. И даже у дистрибутора, который, как минимум, должен понимать, какое из нужного оборудования на территории РФ лицензировано, а какое нет, как можно заменить одно другим и, наконец, сколько займет транспортировка и «растаможка» всякой экзотики (это весьма нетривиальная задача, например, для сельскохозяйственных дронов или IoT-датчиков для топливных баков, которые будут нужны для реализации систем, взятых нами в качестве примеров, упомянутых выше).
Теперь от всех игроков канала требуется очень плотное почти постоянное взаимодействие. Конечно, подобное требовалось и раньше, но на немногих крупных проектах, которые бывали пусть сложными, но крайне денежными. Сейчас же взаимодействие такого уровня требуется на десятках тысяч более мелких проектов, причем из совершенно разных областей индустрии, продаж, маркетинга с рекламой и т.д. Количественные изменения переходят в качественные, в результате это потребует от всех игроков канала как изменения в процедурах взаимодействия, так и наличия в штате большего количества технических специалистов, причем как по харду-софту, так и по бизнес-процессам и отраслевым вопросам. Все это вполне реализуемо, но хлопотно – требует дополнительных усилий, некоторого времени (мгновенно точно не получится) и, зачастую, немалых затрат. Но выбора у участников канала, похоже нет – наступают новые времена.