Телекоммуникации играют важнейшую роль в процессах цифровой трансформации государства: хотя бы потому, что качественная связь необходима для обеспечения практически каждого цифрового сервиса – будь то Госуслуги, «Умный город», интеллектуальная транспортная система или что-то еще. Именно поэтому мы всегда говорили о том, насколько важен проект реального устранения «цифрового неравенства», особенно в регионах.
Обсуждение мер государственной поддержки телекоммуникационной отрасли началось достаточно давно. В 2020 году такая необходимость была обусловлена последствиями эпидемии коронавируса. Правда, операторов связи не оказалось среди наиболее сильно пострадавших от локдаунов предприятий: Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» обошло их стороной. Телекоммуникационные компании отказался поддержать Минфин, аргументируя отказ тем, что они вынужденно не приостанавливали свою работу. Прозвучало это довольно цинично, поскольку предприятия сферы связи и не могли приостановить работу – будучи включенными в перечень непрерывно действующих организаций.
Правда, подотчетные Минцифры компании оказались в другом списке – системообразующих организаций, чье финансовое состояние на фоне падения цен на нефть и пандемии государство обязуется контролировать и при необходимости рассматривать возможность оказания поддержки. Новую редакцию этого перечня утвердила в марте 2020 года Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики. Каких преференций можно добиться в результате такого мониторинга – нам неизвестно.
По сути, в 2020 году телеком-компании первый раз оказались между двух огней. С одной стороны, им категорически нельзя открыто говорить о проблемах, чтобы не вызвать недовольство регуляторов и панику среди абонентов. С другой стороны, компаниям, у которых «всё хорошо», на максимальную поддержку рассчитывать не приходится – а полумеры недостаточно помогают.
К марту 2022 года, после усиления западных санкций и ухода с российского рынка многих зарубежных ИТ-вендоров, Минцифры подготовило, а Правительство РФ утвердило меры поддержки для обеспечения стабильной работы предприятий телеком-индустрии в новых экономических условиях. Необходимо было не только помочь отрасли финансово, но и обеспечить ее стабильную работу – информационную безопасность, обеспечение телекоммуникационным оборудованием, которое по большей части оставалось импортное.
По данным СМИ, Минцифры направило на утверждение в президиум Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики (возглавляет Михаил Мишустин, в составе – вице-премьеры, руководители министерств, ФНС, Банка России) список мер поддержки, состоящий из нескольких позиций. Вот выжимка:
Однако в заявлении Минцифры от 6 июля 2022 года речь уже идет о поэтапной реализации только первых четырех пунктов этого списка. Операторам предоставят годовую отсрочку действия постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 № 445 «Об утверждении Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений...», предоставят годовую отсрочку на строительство сетей LTE в малых населенных пунктах и вдоль автомагистралей, обеспечат возможность шеринга сетевой инфраструктуры (совместного использования базовых станций), а также дадут право дополнительно индексировать тарифы.
В статусе предложений остались такие меры, как перенос плановых проверок, мораторий на перенос и демонтаж установленных не по правилам объектов и сооружений связи, распространение на операторов связи инвестиционного налогового вычета.
Полностью исчезли из пакета мер поддержки пункты, касающиеся моратория на отчисления операторов связи в резерв универсального обслуживания и льготных кредитов. Как выяснили СМИ, в Правительстве пересмотрели список мер поддержки телекоммуникационной отрасли в условиях санкций и отказались от ряда предложений, поскольку операторы связи «не сильно пострадали от текущей экономической ситуации».
Возможно, предприятия сферы связи действительно не сильно пострадали? Только один пример. С июня 2022 года российские операторы связи начали взимать «плату за пластик»: при получении нового номера абонента обяжут приобрести SIM-карту приблизительно за 50 рублей. Такую непопулярную меру игроки рынка оправдывают как удорожанием производства SIM-карт в Азии, так и в целом ростом расходов на предоставление услуг связи. А ведь еще не забылись времена, когда салоны связи, наоборот, доплачивали абоненту за покупку смартфона с подключенным номером.
Проблемы с оборудованием действительно существуют, и льготные кредиты компаниям, конечно, не помешали бы. Оборудование в дефиците, его стоимость растет. По слухам, операторы мобильной связи уже начали релоцировать часть базовых станций из регионов в экономически более выгодные зоны. Подтвердить эту информацию мы не можем, но многие абоненты указывают на то, что качество мобильной связи к лету 2022 года значительно ухудшилось – например, в Ленинградской области.
Показательно, что представители операторов связи отказываются комментировать нынешние урезанные меры поддержки. По сути, совсем нового в этих инициативах мало. «Закон Яровой» и так многократно критиковался, долгое время переносился, никак не мог заработать в полную силу и обрастал поправками. Шерингом инфраструктуры операторы и так занимались. Равно как и увеличивали стоимость услуг связи.
Безусловно, никакие санкции не приведут к критическим для телеком-отрасли последствиям. Пути решения проблем всегда найдутся. Просто если государство отказывается в полной мере поддержать отрасль финансово, это придется делать абонентам.