– Анна, почему стало важным автоматизировать процесс обучения, какие новые возможности это открывает? Можно ли обойтись совсем без такой автоматизации и в каких случаях?
– В контексте образования автоматизация предполагает выполнение функций учебного процесса с использованием современных технологий, освобождая больше времени преподавателей для качественного преподавания и обучения и помогая студентам оптимизировать свое время, чтобы сосредоточиться на достижении академических и учебных целей.
Необходимость автоматизации в обучении обусловлена теми же причинами, что и автоматизация любых процессов - замена рутинных и трудоемких операций и задач, повышение производительности, сокращение временных и стоимостных затрат, повышение качества работы. И вопрос скорее не в том, можно ли совсем обойтись без автоматизации, а в том, что и как автоматизировать, чтобы образование было качественным, и его оснащенность соответствовала лучшим современным требованиям и стандартам обучения.
Директор проектов компании «Интерпроком», доцент кафедры информационных систем
Института информационных систем ГУУ Анна Терехова.
Фото предоставлено компанией «Интерпроком»
– Расскажите о наиболее интересных и востребованных технологиях и инструментах автоматизации обучения.
– Традиционными объектами автоматизации являются такие процессы, как документооборот, контроль посещаемости, выставление оценок, создание расписаний и т. д., которые достаточно просто можно создавать сегодня без особых познаний в программировании на основе no-code платформ. Достаточно широкое распространение получили системы управления обучением (LMS - Learning Management Systems), которые возникли из концепции электронного обучения e-Learning. Они представляют собой своеобразный командный центр управления преподавателя для организации программ обучения и развития, учебных материалов и ресурсов, заданий, тестов и контроля сроков выполнения, для администрирования, документирования и отчетности.
К числу современных трендов можно отнести использование технологий ИИ. Искусственный интеллект (ИИ) имеет сегодня большой потенциал для внедрения в сфере образования инновационных методов преподавания и обучения.
Использование роботизированной автоматизации процессов (RPA - Robotic Process Automation) или так называемых программных роботов для оптимизации таких задач, как обработка заявок на курс, сервисы обслуживания студентов, финансовые услуги и ведение документации, позволяет сотрудникам и преподавателям сосредоточиться на учебном процессе, а не административных вопросах.
Генеративный ИИ в образовании может помочь в создании контента, тестов и контрольных преподавателем, облегчая рабочую нагрузку и позволяя сосредоточиться на таком важном аспекте, как работа с учащимися, чтобы вдохновлять, направлять и конвертировать обучение в знания.
С помощью технологии искусственного интеллекта анализ учебных материалов может стать более простым, эффективным и интерактивным. Больше не нужно листать бесчисленные страницы или искать ответы в Интернете. Просто задавая вопросы по теме, вы получаете быстрые и точные ответы. Эта передовая технология обеспечивает простой и эффективный способ просмотра и сохранения информации, что делает ее новым рубежом в обучении. ИИ поможет студенту быстрее адаптироваться к процессу обучения и получить ответы на различные организационные вопросы.
Если еще недавно многие практические занятия относились к разряду очного обучения, то сегодня технологии дополненной реальности позволяют создавать обучающие тренажеры не только для пилотов, но технических специалистов различных специальностей, и даже хирургов.
Помощники ИИ позволяют специалистам по ремонту оборудования проводить сложные работы, даже если они столкнулись с ними в первый раз. ИИ помощник найдет необходимый видео-контент, инструкции и посоветует, к какому эксперту обратиться за консультацией.
– Приведите, пожалуйста, примеры таких проектов - из практики вашей компании, ваших клиентов, коллег по рынку.
– Одним из примеров автоматизации процесса обучения и подготовки высококачественного обучающего контента в частности может быть открытие в Государственном университете управления в феврале этого года Центра цифрового образовательного контента «Медиацентр ГУУ» с возможности видеопродакшена полного цикла. «Медиацентр ГУУ» - это большая, современная, многофункциональная техническая площадка для решения преподавателями и студентами творческих задач любой сложности. Он оснащен современной техникой и профессиональным оборудованием – всем необходимым для комфортной и результативной работы, а команда профессионалов всегда готова оказать помощь и поддержку в реализации самых смелых проектов. Невозможно обойти вниманием онлайн-обучение. Для поддержки гибридного формата обучения в ГУУ используется LMS собственной разработки, которая поддерживает как очный, так и дистанционный форматы обучения, и помогает автоматизировать большинство рутинных процессов - от разработки контента до проверки знаний.
В компании «Интерпроком» для трансформации дискретного процесса обучения в непрерывный мы активно используем помимо традиционных подходов модель «самообучающейся организации» и максимально встраиваем процесс обучения в рабочие процессы. В основе этой модели лежит нативный обмен знаниями в профессиональных цифровых сообществах с инструментарием, аналогичным соцсетям. Например, новые сотрудники могут не только оперативно войти в курс дела, познакомиться и выстроить связи с экспертами компании, но и вносить свой вклад в копилку знаний, а одобрение коллег становится отличной мотивацией.
– Какие еще участки образовательной деятельности могут быть автоматизированы в ближайшем будущем, для чего это нужно?
– ИИ смещает акцент в образовании с передачи знаний на их создание и с группового обучения на индивидуальное персонализированное - в соответствии с потребностями каждого учащегося, его особым интересом, предпочтениями и скоростью усвоения материала. При этом у ИИ многообещающие возможности для отслеживания индивидуального прогресса каждого студента и адаптивного обучения.
– Идеально автоматизированный образовательный процесс - что это, какие компоненты он может включать?
– Кто из студентов не мечтал получать знания во сне, чтобы проснувшись утром обладать полным объемом знаний, необходимых для успешной сдачи экзаменов – качественно, быстро, удобно, без особых усилий? Возможно, эта мечта может быть реализована в будущем с помощью ИИ, например, вживления устройства, наличие которого сделает его владельца экспертом в определенной области. Для смены профессии потребуется просто замена одного чипа на другой, а для повышения квалификации – просто обновление информации на устройстве.
– Большое спасибо за беседу!