– Игорь, по вашим наблюдениям, в каких случаях и на каких участках работы с документами наиболее часто применяется интеллектуальная обработка? А когда она является излишней?
– Один из ключевых векторов развития работы с документами направлен на максимальное упрощение и удобство для пользователей, избавления от рутинных функций и повышения эффективной работы. Если автоматизация обработки документов направлена традиционно на оцифровку бумажных документов, то интеллектуальная обработка нацелена на их анализ и автоматизацию работы по определенному сценарию.
С ростом объемов документов возрастает потребность в более быстром и интеллектуальном поиске нужной информации, а ежедневный ввод большого числа документов, когда для каждого документа создается карточка с метаданными, - это очень скучная работа, требующая высокой концентрации внимания. Поэтому СЭД/ЕСМ оснащают все более разумными средствами для максимально быстрого поиска необходимой информации, ввода первичной информации, регистрации и заполнения карточки документа, распределения документов по категориям, определения исполнителя и маршрутизации, выстраивания взаимосвязей между документами.
Ведущий архитектор решений компании «Интерпроком» Игорь Бреус
Наибольший эффект проявляется при работе с большими объемами входящих и исходящих документов, в частности, у госорганов, финансового сектора, ритейла, энергетического сектора.
Интеллектуальная обработка документов никогда не бывает излишней. Однако, сегодня мы говорим скорее о дополненном интеллекте в помощь человеку, а не полноценном искусственном интеллекте, и здесь все упирается скорее в адекватность решения ИИ поставленным задачам, степень вовлеченности человека и уровень необходимого контроля с его стороны за результатом.
– Какие интересные технологии интеллектуальной обработки документов уже прочно вошли в работу, а какие только появились, но уже вызывают горячий интерес?
– В решениях для интеллектуальной обработки данных под капотом можно увидеть широкий спектр современных технологий, например, оптического распознавания, включая рукописные тексты и графические изображения, технологии классификации, глубокого анализа BI и извлечения значимых данных, QR-коды, чат-боты и программные роботы, инструменты совместной работы, перевод на различные языки и многое другое.
В последнее время в различных сферах деятельности, в том числе и в обработке документов, мы можем наблюдать большой интерес к технологиям искусственного интеллекта и машинного обучения, в частности, нейросетей. Растет не только интерес, но и число их растет, и сами сервисы развиваются активно: ChatGPT, Yandex GPT, SistemmaGPT, ChatSonic - список можно продолжить. При работе с документами нейросети способны создавать контент, например, подготавливать черновики писем, заявок, обращений, претензий, исков, отзывов и пр., что существенно облегчает пользователю жизнь. Ему остается проверить и при необходимости внеси корректировки, а вся предварительная работа уже выполнена. Генерирующие возможности ИИ позволят расширить набор умных сервисов, которые можно будет встраивать в различные системы.
– Есть ли достойные импортозамещающие продукты на российском рынке?
– В Реестре российского ПО достаточно широкий спектр интеллектуального программного обеспечения, и большая часть представляет собой прикладное ПО для решения конкретных задач с использованием ИИ.
Чтобы ИИ заработал на базе программного инструментария, необходимо создать прикладное решение, нацеленное на конкретную задачу. Очень важно глубоко разбираться в специфике задачи, сформировать объем данных, необходимый для статистического анализа, разработать модели, алгоритмы, системы самообучения, максимально близкие к нативным интеллектуальным возможностям, которые использует человек.
– С какими решениями работает ваша компания, какие из них вы считаете наиболее перспективными?
– «Интерпроком» является индустриальным партнёром Центра доверенного искусственного интеллекта ИСП РАН и ведет совместные работы по прикладному внедрению теоретических разработок и технологий ИСП РАН в процессы ТОиР с применением в ПО «АКСИОМА» ИИ на основе СПО «Талисман». Например, в контексте электронного обмена специализированными документами для управления корпоративными материальными активами и ТОиР искусственный интеллект может помочь в составлении и анализе таких сложных документов, как технологические карты. Составление и обработка технологических карт – это огромный объем работ, отягощенный дефицитом кадров, разношерстностью документации и большими объемами нормативно-справочной информации (НСИ) для ТОиР. ИИ может помочь не только автоматизировать составление техкарт по шаблону, но еще оперативно анализировать большие объемы информации из различны источников, превращаясь в своеобразного ассистента-помощника при принятии решений, какого уровня специалиста привлекать, что требуется для проведения работ, сколько времени и запчастей.
– Где еще в ближайшем будущем может начать применяться интеллектуальная обработка данных? Как это изменит процессы работы с данными?
– Например, ИИ из функций перейдет в разряд интеллектуальных доверенных ассистентов, в частности, в помощь специалистам юридического отдела или кадровикам. Они будут помогать не только в подборе данных и информации из различных источников по заданной тематике, но анализировать и подготавливать черновые варианты корпоративных документов, станут советниками при принятии решений. ИИ-ассистенты помогут еще больше упростить работу сотрудникам, повысить производительность труда, освободить от рутинной работы. Они высвободят время для дел, требующих интеллекта и творческого подхода человека, ну или помогут выкроить свободное время для чашечки чая или кофе с коллегами для хорошего настроения.
– Большое спасибо за беседу!