– Наталия, какими цифровыми инструментами располагает сегодня HR в ИТ-компаниях, есть ли здесь специфика, отличия от компаний других секторов?
– Цифровые решения, представленные сегодня на рынке HR, охватывают практически все процессы в области управления человеческими ресурсами. Однако, комплексных решений, позволяющих автоматизировать сквозные HR-процессы, крайне мало. Говоря про ИТ-компании, можно отметить более высокий процент использования in house разработок. Данная тенденция усилилась в последнее время (в рамках импортозамещения).
Руководитель направления HR-консалтинга «БОСС» компании SL Soft Наталия Зунина
Фото предоставлено компанией SL Soft
– Кого можно назвать цифровыми помощниками HR-специалистов, какие участки работы им обычно делегируют, а какие все же выполняет только человек?
– Сегодня ИИ становится участником бизнес-процессов в HR. Например, чат-боты - они бывают разных видов, их функционал зависит от задач. Так, в процессе адаптации ИИ можно делегировать вводное обучение и информирование, чат-бот отправит Welcome-письмо с важной информацией, напомнит о графике работы, познакомит новичка с коллегами и поможет найти нужную информацию о рабочих процессах компании, а также ответит на часто задаваемые вопросы. ИИ может системно доносить до новичков информацию о задачах, наставнике, бадди и руководителе, запланированных встречах. Сотрудник отслеживает свой прогресс, достижения, узнает общую информацию о компании и коллегах. Чат-бот помогает быстро решить возникающие вопросы, выполняя функцию «горячей линии».
В процессе найма ИИ может давать ответы на все рутинные вопросы о вакансии – размер зарплаты, тип оформления, место работы и так далее, проводить опрос сотрудника и подбирать наиболее подходящую для него вакансию, а также собирать основные анкетные данные пользователя, проводить опрос.
Также использование ИИ в бизнес-процессах дает возможность автоматизировать различные сервисные услуги, провести сервисное информирование, проводить различные опросы (пульс-опросы, exit интервью и др.). Этот список постоянно расширяется.
– Как можно автоматизировать процесс испытания соискателей на хард- и софт-скиллы?
– В процессе оценки соискателей можно автоматизировать проведение тестирования / опросов / кейсов, дальнейшей обработки результатов, а также обратную связь соискателю.
– Расскажите о решениях и проектах вашей компании в этом направлении.
– SL Soft – вендор, и в нашей компании мы используем наше собственное решение – «БОСС». Это полностью импортонезависимая система, включенная в реестр российского ПО.
Преимущества решения – комплексность, сквозная автоматизация всех HR бизнес-процессов, а также возможность включения всех сотрудников организации в бизнес-процессы за счет использования информационных сервисов руководителей и сотрудников (Employee Self Service, Manager Self Service). Это позволяет сотрудникам не только посмотреть информацию о структуре организации, сведения о себе, но и инициировать необходимые заявки (получение документов, отпуск, командировку и другие). Таким образом, можно говорить о реализации концепции HR Zero.
– Какие еще цифровые инструменты могли бы повысить эффективность работы HR, как скоро можно ожидать их широкое применение?
– Цифровая трансформация требует не только использования новых технологий, но и пересмотра всех бизнес-процессов, включая HR. Также хочу отметить такие важные аспекты, как создание экосистемы приложений и возможность бесшовной интеграции.
– Как сейчас, по вашей оценке, развивается этот сегмент в России, в частности, и с точки зрения импортозамещения? Какие тренды вы бы отметили, какие перспективы видите?
– Как показывают исследования, задача импортозамещения стоит перед многими организациями, особенно это касается значимых объектов критической информационной инфраструктуры. Некоторым компаниям и организациям придется замещать практически всю информационную инфраструктуру. Как следствие, идет интенсивная разработка самого разного ПО. Это долгоиграющий тренд.
Эксперты рынка также говорят о кратном увеличении интереса российских софтверных компаний к рынкам дружественных стран.
– Большое спасибо за беседу!