— Сергей Александрович, насколько часто российский бизнес использует мессенджеры в корпоративных целях, какой именно функционал особенно популярен? Можно ли вообще обойтись без мессенджеров в корпоративном общении и, если да, какие решения являются удобной и надежной альтернативой мессенджерам?
— Для ответа на эти вопросы необходимо учитывать несколько факторов. С одной стороны, в существующих, достаточно сложных условиях ведения бизнеса, на первый план выходят вопросы внутренней коммуникации. При этом резко, практически лавинообразно, вырос информационный поток, возросло количество параллельных активностей и проектов на фоне кардинального изменения требований к срокам и качеству принятия и реализации решений.
С другой стороны, в бизнес влились люди, родившиеся в цифровом мире, — «Поколение Z». Они мыслят и общаются по другим принципам. Методы коммуникации привели к необходимости адаптации и принятию их принципов общения представителями других поколений.
Сергей Диденко, заместитель генерального директора по цифровой трансформации НКК
Фото: НКК
Это мы рассмотрели только аспекты физической потребности в таких средствах корпоративной коммуникации. Теперь о функциональности. Корпоративные мессенджеры решают массу задач.
Первая задача — обеспечение информационной безопасности. Истина, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, подтверждается едва ли не каждый день.
Информация, пересылаемая через бесплатные мессенджеры, фактически перестает принадлежать отправителю с момента отправки. Кроме того, есть риск утери доступа к аккаунту, учетная запись может быть взломана. Просто неприятно и опасно, если третьи лица получат доступ к вашей личной информации, а что будет, если злоумышленники завладеют корпоративной информацией, содержащей коммерческую тайну?
Новый тренд — рассылки вредоносного контента, спама или мошеннической информации от имени руководителей организаций.
Вторая задача — коммуникации проектных команд из различных подразделений или компаний. Мессенджеры обеспечивают возможность совместной работы с документами, видеозапись совещаний и хранение в едином пространстве. Мессенджеры предоставляют доступ к информационному потоку проекта с любых устройств из любой точки мира.
Третья задача — обеспечение доступа к корпоративным сервисам из одного приложения. Тут целый океан вариантов применения: от получения информации о корпоративных мероприятиях до получения сотрудником расчетных листков с информацией о зарплате.
Учитывая вышесказанное, считаю, что на данном этапе серьезной альтернативы корпоративным мессенджерам просто нет.
— Какие мессенджеры, по вашим наблюдениям, самые распространенные? Действительно ли использование зарубежных публичных мессенджеров несет риски? Насколько активно бизнес переходит на импортозамещающие аналоги, какие отечественные решения уже зарекомендовали себя?
— Самыми распространенными сейчас являются WhatsApp, Telegram, Viber, Signal. Но лидером я бы назвал Telegram. Функциональность и скорость технологического развития данной платформы вызывают уважение. В то же время необходимость перехода на российские аналоги знаменитых решений в области коммуникации, как мне кажется, очевидна. Не проходит недели, чтобы мы не услышали о том, что сервисы глобальных компаний становились недоступными как на территории нашей страны, так и по всему миру.
Достаточно большое количество отечественных компаний предлагают на рынке решения в области цифровых коммуникаций. Если говорить о конкретных решениях, то можно назвать VK Teams, Яндекс мессенджер, eXpress, TamTam, Пачка, TaDa.Team. Стоит отметить, что функционал перечисленных выше систем выходит за рамки классических мессенджеров.
Крупный и средний бизнес, осознавая важность бесперебойных и конфиденциальных коммуникаций, активно переходит на российские решения, и количество таких проектов растет.
— Расскажите о вашем опыте в части использования и создания мессенджеров, об импортозамещении, если такие проекты есть.
— Корпоративный мессенджер не может существовать изолированно от инфраструктуры компании, поэтому каждое внедрение становится уникальным. Некоторые заказчики предъявляют крайне строгие требования к вопросам информационной безопасности, что требует серьезной доработки или адаптации решения к существующим в ландшафте компании средствам ИБ. Есть заказчики, которые на базе мессенджера реализуют единую удобную точку информирования и получения корпоративных сервисов. В таком случае возникает необходимость интеграции мессенджера с целым рядом систем. Классическим примером является интеграция мессенджера с корпоративной ВКС, что позволяет сотрудникам участвовать в телеконференциях со своих устройств.
— Какие интересные особенности и функции могут быть реализованы в отечественных мессенджерах? По вашим прогнозам, смогут ли российские мессенджеры стать стандартом для отечественного бизнеса и полностью вытеснить публичные иностранные мессенджеры?
— Уверен, что в ближайшем будущем классическое понимание мессенджера уйдет в небытие. Мессенджеры эволюционируют в некое подобие супер-аппов — мощных платформ, которые позволяют запускать сторонние приложения, практически неограниченно расширяющие функциональность самих мессенджеров. От обеспечения простой удобной коммуникации функционал сместится в сторону единого центра взаимодействия человека с миром: от приобретения товаров и услуг до взаимодействия с работодателем и государственными учреждениями. Примером такого развития может служить китайский WeChat, ставшим для граждан Китая едва ли не основным средством коммуникации с миром.
— Большое спасибо за беседу!