– Вадим, как развивается отечественный рынок СУБД, какие процессы на нем сейчас наиболее важные?
– СУБД – основа практически любой информационной системы. По нашим оценкам, российские компании в год тратят порядка 30 млрд рублей на СУБД. Здесь учитываются как закупка лицензий, так и техническое обслуживание.
Рынок огромен, но большая его часть исторически принадлежала западным вендорам, что существенно сковывало возможности развития собственной отрасли СУБД-строения. После ухода иностранных компаний из нашей страны возникла серьезная опасность, связанная с отсутствием технической поддержки и, как следствие, снижением надежности существующих ИС. Сегодня отечественный рынок СУБД находится на подъеме с точки зрения востребованности российских решений. Сами заказчики зачастую готовы вместе с вендорами развивать продукты - давать обратную связь, открывать пилотные проекты в своей ИТ-инфраструктуре и т.д.
Генеральный директор «Тантор Лабс» (входит в ГК «Астра») Вадим Яценко
– Насколько успешно происходит импортозамещение в части СУБД? Достаточно ли сильны отечественные вендоры?
– Не могу сказать, что импортозамещение в части СУБД проходит легко. Процесс перехода на российские решения начался еще в 2014 году, в первую очередь это коснулось государственного сектора. Бизнес же использовал отечественные СУБД или Open Source во второстепенных или небольших проектах. Конечно, есть случаи построения серьезных систем на Open Source, например, система «Платон» использует в своей основе PostgreSQL, но она строилась с нуля. Когда речь идет об импортозамещении в подобных системах, это далеко не легкая задача. Тем более, зачастую, западные вендоры внедряли заказчику свою экосистему, в которой все компоненты взаимосвязаны и нельзя заменить только СУБД. Но, тем не менее, процесс идет, уже накоплен достаточный опыт, и есть примеры успешных миграций на отечественные стеки.
Если говорить об российских вендорах, то можно отметить некоторых игроков, которые, как и мы, компания «Тантор Лабс», являются серьезными и квалифицированными командами. Но необходимо четко осознавать, что нам нужно взрастить большое количество высококлассных специалистов, и эта задача не на один год. Также количество отечественных вендоров, готовых предоставлять продукты и техническую поддержку высокого уровня, пока мало. Собрать из Open Source СУБД и объявить себя вендором, не имея за плечами многолетнего опыта и экспертизы в этой сфере, – это не путь развития отрасли.
– Чем отличаются современные, импортозамещенные СУБД от ушедших из России аналогов?
– Большинство отечественных СУБД основаны на Open Source технологиях, и в этом нет ничего плохого. Если посмотреть на общемировой тренд, то именно Open Source сейчас стоит во главе ИТ-технологий, например, с 2021 года его популярность постепенно увеличивается и на сегодня она значительна выше, чем у коммерческих СУБД.
Это говорит о том, что многие клиенты, в том числе и крупные, готовы отказаться от Oracle и MS SQL, например, в пользу продуктов на основе PostgreSQL или ClickHouse, но им нужна поддержка вендора, которого в случае с PostgreSQL попросту нет. Но есть компании, участвующие и развивающие свои коммерческие продукты на основе PostgreSQL или вокруг него, формируя экосистему. Однако не все предложения от разработчиков принимаются сообществом. Поэтому такие компании-вендоры должны адаптироваться к новому подходу к разработке, поскольку им приходится работать в более широкой среде сообщества. Это означает, что коммерческая версия СУБД должна разрабатываться и развиваться с учетом Open Source, иначе она рискует столкнуться со сложностями портирования на новые версии, либо отправиться на «кладбище форков».
– Какие инициативы регуляторов позитивно влияют на рынок, а какие еще хотелось бы увидеть?
– Некоторые инициативы действительно позитивно влияют на то, что происходит с рынком СУБД. Например, принятое решение, что все критически важные системы должны быть мигрированы на отечественное ПО к 2025 году. Это заставляет организации активнее замещать иностранные СУБД, а не надеяться, что ситуация с поддержкой поменяется в ближайшие годы, так как поставлен конкретный KPI. С другой стороны, хотелось бы адресной поддержки инновационных продуктов и направлений. СУБД – фундаментальное системное ПО, где цикл разработки не один год. Для того чтобы развивать такие перспективные направления, как машинное обучение, защиту данных от операторов ЦОДа, требуются серьезные инвестиции, которых у компаний-ведоров зачастую нет.
– Расскажите о вашем опыте в части СУБД и новых реализованных проектах.
– Для отечественного рынка мы молоды. Официально компания зарегистрирована только в 2021 году, хотя существуем более шести лет с 2016 года. Прежде чем начать свою деятельность в России, мы работали на международном рынке: в Европе, Северной и Южной Америке, на Ближнем Востоке. Это была продуктово-сервисная компания с широким спектром услуг. В этих международных проектах, помимо опыта жесткой конкуренции с глобальными игроками, мы существенно развили нашу собственную СУБД. Это, безусловно, положительно сказалось на качестве продукта. Мы работали с множеством крупных клиентов из самых разных секторов: от частного до финансового. Например, с Apple, Siemens, Bloomberg, Deutsche Bank, Jfrog, Autodesc, Hewlett Packard Enterprise, NASA, Ядерным центром и полицией Израиля. У каждого из них были свои проблемы и потребности, что помогло нам сформировать широкий кругозор в области запросов, с которыми сталкиваются заказчики, и получить опыт, который мы позже использовали для создания собственных решений. Создавались инструменты, которые помогли в первую очередь нам самим, а позже легли в основу продукта - платформы Tantor PostgreSQL. Ее разработка была начата в сентябре 2019 года.
На отечественном рынке уже реализованы несколько успешных проектов. Мигрированы 1С:ERP ГК «Вартон» и ГК «Астра» на СУБД Tantor. ПАО «РусГидро» приобрело нашу СУБД и платформу Tantor для некоторых своих информационных систем. Произведена миграция корпоративного хранилища данных одного финансового института РФ. В данный момент запущено более 150 тестовых и пилотных проектов по нашим продуктам практически во всех сферах экономики страны.
– Ваши прогнозы относительно развития отечественного рынка СУБД.
– Общий рынок СУБД за 2022 год по нашим оценкам около 30 млрд рублей. Доля отечественных СУБД была около 15 %. Будет происходить постепенное вытеснение западных вендоров за счет импортозамещения как минимум еще 3-5 лет очень высокими темпами. Это обусловлено устареванием железа и ПО западных вендоров. Cloud, ChatGPT - это все будет трансформировать и рынок СУБД. Отдельно стоит отметить ПАКи. Мне кажется, что в перспективе 1-2 лет отечественным вендорам нужно будет переходить на бизнес-модель Oracle или IBM, когда сам производитель занимается в том числе и железом в содружестве с крупными отечественными поставщиками.
– Большое спасибо за беседу!