— Яков, насколько часто российский бизнес использует мессенджеры в корпоративных целях, какой именно функционал особенно популярен? Можно ли вообще обойтись без мессенджеров в корпоративном общении и если да, то какие решения являются удобной и надежной альтернативой мессенджерам?
— Мы все привыкли пользоваться мессенджерами: их использование быстро перешло из личной жизни в корпоративную. Это быстро, это удобно, и это асинхронные коммуникации, что для многих важно, особенно для молодых людей: звонить никто не любит, все любят переписываться. Здесь возникает отдельный этический вопрос: насколько быстро нужно отвечать?
В компаниях все используют мессенджеры — руководители, сотрудники, проектные команды, — это уже стало неотъемлемой частью коммуникаций в бизнесе. И я думаю, что в современном мире без них не обойтись, скорость бизнеса требует и скорости коммуникаций, доступных практически на любых устройствах в любом месте. Есть и очевидный минус: хотя мессенджеры удобнее и оперативнее, уведомления мешают сосредоточиться, и важные сообщения иногда теряются в общем потоке.
Яков Шапиро, руководитель направлений мультимедиа и UC «Инфосистемы Джет».
Фото: «Инфосистемы Джет»
Основные требования бизнеса к корпоративному мессенджеру — это безопасность, независимость и контроль: установка серверов в периметре компании, шифрование передаваемых данных, интеграции с DLP, SIEM и антивирусными системами, контроль действий пользователей, интеграции с корпоративными системами управления идентификацией.
Если же говорить об альтернативе, то это может быть старый добрый инструмент — электронная почта. Несомненное преимущество электронной почты в том, что это стандарт, не зависящий от того, какое ПО электронной почты используется.
— Какие мессенджеры, по вашим наблюдениям, самые распространенные? Действительно ли использование зарубежных публичных мессенджеров несет риски? Насколько активно бизнес переходит на импортозамещающие аналоги, какие отечественные решения уже зарекомендовали себя?
— Самые распространенные мессенджеры в России — это WhatsApp и Telegram в европейской части страны, а в азиатской еще популярен Viber.
Сейчас мессенджер — это нечто большее, чем просто обмен сообщениями. Это суперапп, в котором есть аудио- и видеозвонки, чаты, каналы, календарь, чат-боты, различные мини-приложения. Пожалуй, самый яркий пример этого — китайский WeChat, который объединяет в себе собственно обмен сообщениями, платежный инструмент, новости, знакомства, игры, билеты в кино, заказ такси, аренду квартир и еще множество возможностей.
Что касается рисков: на мой взгляд, обмен корпоративной информацией при помощи публичного мессенджера — неважно, российский он или не российский — это уже риски. Риски утечки данных, влияющих на конкурентоспособность бизнеса.
В России enterprise-сегмент активно переходит на российские системы унифицированных коммуникаций, включающие в себя и мессенджеры. В плане развитости функционала корпоративного мессенджера я бы отметил eXpress и VK Teams. Эти компании создали супераппы, которые регулярно дополняются новыми функциями: это стандартные возможности, к которым мы привыкли в Telegram, в том числе чат-боты, плюс корпоративные функции, звонки, планирование конференций, постановщики задач, совместная работа с документами, календарь, электронная почта. Можно добавить дополнительные боты, которые будут выполнять рутинные корпоративные операции, такие как бронирование переговорок, заказ справок, получение пароля от Wi-Fi и вообще все, что только можно придумать, что во многих компаниях реализовано через внутренний портал. Фактически это замена портала, причем более удобная, поскольку все привыкли пользоваться мессенджерами.
Из сильных сторон eXpress я бы также выделил функционал федерации, позволяющий общаться с коллегами, зарегистрированными на корпоративных серверах других компаний, а также с публичными пользователями сервиса.
— Расскажите о вашем опыте в части использования и создания мессенджеров (возможно, об интеграционных проектах у заказчиков с мессенджерами), об импортозамещении, если такие проекты есть.
— Сейчас отчетливо виден тренд на внедрение платформ унифицированных коммуникаций среди крупных корпораций. Поэтому я бы не стал говорить о мессенджере как об отдельной информационной системе. Заказчики выбирают единую платформу коммуникаций, которая включала бы в себя помимо чатов, каналов, чат-ботов, ВКС и телефонии календарь, совместную работу с документами, электронную почту. Такие запросы мы получаем регулярно.
Если говорить о нашем опыте, могу привести в пример проект по замене системы унифицированных коммуникаций на базе продуктов Cisco Collaboration на российское решение в производственной компании. На базе отечественных программных продуктов мы спроектировали и внедрили новые системы телефонии, ВКС и сервис мгновенных сообщений. В результате интеграции систем заказчик получил масштабируемое решение объединенных корпоративных коммуникаций для непрерывной и надежной работы внутренних бизнес-процессов.
Также у нас были проекты по внедрению российских систем унифицированных коммуникаций, включающих в себя корпоративный мессенджер, в транспортно-логистической компании и на предприятии-автопроизводителе.
— Какие интересные особенности и функции могут быть реализованы в отечественных мессенджерах? По вашим прогнозам, смогут ли российские мессенджеры стать стандартом для отечественного бизнеса и полностью вытеснить публичные иностранные мессенджеры?
— Крупным компаниям нужно on-premise-решение, а не облачное, чтобы мессенджер был установлен в периметре организации. И стоит иметь в виду, что даже если вы внедрили в компании какой-либо мессенджер, практически невозможно сделать так, чтобы все коммуникации замкнулись внутри него, так как очень редко общение ограничивается рамками одной компании. Чаще всего есть множество контрагентов, с которыми нужно переписываться. Поэтому важно, чтобы у мессенджера была возможность добавлять внешних участников и желательно создавать федерации, то есть обмен сообщениями и контентом с компаниями, использующими такой же мессенджер.
Среди принципиальных требований к мессенджерам у всех заказчиков — end-to-end-шифрование и как можно более широкий функционал: видеозвонки, аудиозвонки, конференции, боты, возможность создания мостов с публичными мессенджерами, теми же WhatsApp и Telegram.
Ключевое требование крупных компаний к корпоративным коммуникациям — это возможность контроля. Например, в одном и том же чате находятся сотрудники и не сотрудники, контрагенты, и у администратора чата есть возможность назначить, какие сообщения в нем могут видеть внешние участники, а какие не могут. Допустим, в чате передают вложение, некий документ, при этом его видят только сотрудники, а внешние участники не видят.
Полностью вытеснить публичные иностранные мессенджеры российские решения в ближайшей перспективе точно не смогут. По одной простой причине — это распространенность. Сейчас уже не спрашиваешь у человека, есть ли у него WhatsApp или Telegram. Скорее всего, он есть. Корпоративные решения пока не настолько популярны.
Когда мы говорим об иностранных решениях, мы имеем в виду не только WhatsApp, но и Telegram: компания зарегистрирована в Эмиратах. Пока у нас не появился свой WeChat, а популярные международные продукты, где уже есть все друзья, родные и коллеги, доступны, люди продолжат ими пользоваться.
Вместе с тем, я думаю, что корпоративную нишу займут российские системы. Это будут сугубо решения для бизнеса, в большей степени on-premise. В перспективе, возможно, компании начнут больше доверять облачным решениям. Мы сейчас говорим только о крупных компаниях, для которых информационная безопасность критически важна. Малому бизнесу, как правило, достаточно либо облачных систем, либо публичных мессенджеров.
О любопытных направлениях: в мессенджерах продолжат развиваться генеративные функции. Это относится к дополнительным возможностям мессенджеров, таким как видеосвязь, видеоконференции, расшифровка встреч, автоматическая саммаризация, или обобщение встреч, подведение итогов. Это интеллектуальный поиск по ключевым словам, в том числе в записях видеовстреч, а не только в текстовом контенте.
— Большое спасибо за беседу!