– Юрий, чем отличаются СRM-системы сегодня? Появились ли у них новые роли, функции, особенности?
– Базовые функции управления взаимоотношениями с клиентами и аналитика останутся всегда.
Сегодня CRM – часть ERP системы, управление процессом маркетинга и продаж в едином окне.
Развитие искусственного интеллекта и активная интеграция в функционал современных CRM значительно повышают эффективность процессов взаимодействия с клиентами на внешнем периметре и выстраивание бизнес-процессов внутри организации.
Главный специалист по маркетингу компании «Газинформсервис» Юрий Пашкевич.
Фото предоставлено компанией «Газинформсервис»
Автопилот продаж, конечно, не реализуем, но частично или значительно автоматизировать его (в зависимости от отрасли и размеров бизнеса) необходимо уже сейчас.
Как сотрудник ИБ компании, я должен обратить внимание на риски, связанные с обработкой данных с помощью внешних нейросетей.
Возможность быстрого расширения существующего функционала и возможностей интеграций, по моему мнению, является ключевым фактором успеха той или иной системы на рынке.
– Какие CRM сейчас особенно востребованы и почему?
– Отечественные, естественно! Называть конкретных игроков считаю бессмысленным.
Для разных потребителей - разные критерии: для малого бизнеса - быстрый старт и минимальный порог входа, для крупных компаний - скорость и стабильность работы, возможность кастомизации под бизнес-процессы компании и интеграция с другими системами, безопасность данных.
Востребованными остаются модульные экосистемы с широкими возможностями интеграции с различными сервисами и каналами продаж. Модульная структура позволяет кратно расширить функционал без кардинальной перестройки существующей системы.
С учетом роста пользовательского опыта, разработчики постоянно внедряют новый функционал: модули интеграций, магазины приложений, синхронизацию с учетными системами и ERP, отраслевые решения и так далее.
– Как выглядит рынок отечественных CRM, закрывает ли он потребности российских заказчиков, справляется ли с задачами импортозамещения?
– Рынок отечественных систем давно и активно развивается, некоторые решения активно развиваются и за пределами России и имеют значительный экспортный потенциал. Это показатель зрелости продуктов и высокой оценки пользователей.
Задача импортозамещения в данном секторе, по моему мнению, давно выполнена.
Да, крупным компаниям, которые получили когда-то CRM совместно с ERP, предстоит сложный путь миграции на отечественную платформу (рано или поздно существующее решение перестанет функционировать должным образом и отвечать актуальным требованиям к безопасности и производительности). Лучше этот процесс начать заранее.
– Приведите, пожалуйста, примеры использования CRM в вашей компании - для заказчиков или для собственных нужд.
– Клиентский портфель - главный актив любой компании. Естественно, это: систематизация, накопление данных о клиентах, сделках, прогнозирование и планирование. Аналитика и поиск точек роста, оценка эффективности каналов коммуникаций, а также минимизация рисков, связанных с человеческим фактором. Актуализация состояния продуктового портфеля и услуг под актуальные потребности.
– Ваши ожидания относительно развития отечественного рынка CRM и его игроков.
– Рынок крайне конкурентный. Сегодня покупатель приобретает не просто CRM, а некую экосистему продуктов, которые выходят за пределы базового функционала, облегчая и делая контролируемым процесс привлечения клиентов, продаж, удержания и обслуживания.
Поддержка продуктов экосистемы, интеграторов и конечных пользователей CRM будет по-прежнему играть крайне важную роль.
Большое количество внешних сервисов и расширение каналов коммуникаций потребует постоянного расширения модульных решений и интеграций «из коробки». Крайне востребованными останутся облачные решения для микро- и малого бизнеса.
– Большое спасибо за беседу!