— Дмитрий, одна из самых обсуждаемых тем сегодня – переход к цифровой экономике. Насколько бизнес и госсектор действительно готовы к цифровой трансформации?
— Положение коммерческого и государственного сектора - принципиально разное. Например, наши заказчики из среднего и крупного бизнеса (медицинские и телекоммуникационные компании, ритейл, рестораны быстрого питания) готовы трансформировать свой бизнес как морально, так и технологически. Более того, они ведут цепочки ИТ-проектов по цифровой трансформации (то есть, по безболезненному изменению бизнеса с помощью технологий) последние 4-5 лет. Чтобы максимально точно развернуть услуги в сторону потребителя, они выбирают, тестируют и внедряют новые, часто передовые программные продукты, переходят на микросервисную архитектуру с монолитной (микросервисы быстрее создаются и масштабируются, проще управляются), делают рестораны, магазины и личные кабинеты будущего, создают цифровые системы управления контентом. Причем, сразу в масштабе сети, во всех регионах присутствия. Просто этой работе, цель которой - удержание имеющихся и завоевание новых рыночных позиций, наконец-то дали правильное название: цифровая трансформация бизнеса. Технологически крупные и передовые средние компании не боятся экспериментировать с современными методами совмещения разработки ПО и построения ИТ-инфраструктуры. Они активно используют подходы Agile и DevOps в работе, привлекая небольшие внешние команды и объединяя их с собственными специалистами.
Директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group Дмитрий Бессольцев
Наиболее активные государственные структуры, в том числе региональные, подходят к вопросу так же - продолжают менять свои ИТ, но уже под эгидой цифровой трансформации. Однако многие госкомпании гораздо больше говорят о цифровой трансформации, а вот делают гораздо меньше. Во-первых, они трактуют эту работу совершенно по-разному (от «давайте внедрим новый СЭД» до куда более правильного «давайте поймем, как мы можем сделать свои процессы и сервисы удобнее для потребителя»). Во-вторых, бюджетами на цифровизацию их пока не заливают, особенно регионы. И в целом – они привыкли жить в старой парадигме ИТ-рынка (исключительно Windows, интеграторы и только собственные компетенции в ИТ), которая сегодня работает все хуже и хуже.
А ведь кроме цифровизации есть и импортозамещение! С его жесткой нормативной базой, с интеграторами, которые пока к нему не готовы. С компетенциями, которые госкомпании не успели нарастить, за редким исключением. Парадигма ИТ-рынка постепенно сдвигается, значит, и государственным заказчикам тоже нужно меняться. Но не всем пока понятно, куда, как, с чьей помощью, на базе какого российского ПО и «железа». При этом всем участникам рынка - госзаказчикам, сервисным компаниям, интеграторам и разработчикам ПО тяжело работать без этого понимания. Морально госкомпании готовы начать массовое импортозамещение и вступить в цифровизацию. Им нужен только выстрел «стартового пистолета». А технически - ни импортозамещение, ни цифровая трансформация простыми для них не будут. Потому что обновлять старое западное ПО они уже не могут, им по закону нужно его заменять на российское или «свободное», а специалистов с компетенциями по российским продуктам и Open Source на рынке сейчас недостаточно, да и у самих госзаказчиков тоже.
Надеюсь, в 2019 году в этой рыночной нише станет больше ясности, что, как и когда делать, и, конечно, больше средств. Это поможет госзаказчикам определиться со всем остальным, в том числе и с компетенциями – растить ли их самостоятельно или привлекать со стороны, каким образом и для решения каких задач.
— На рынке появился термин «ИТ-инфраструктура 2.0», явно связанный с цифровой трансформацией предприятий и высокой изменчивостью информационных систем. Что он значит? И какому бизнесу, в первую очередь, необходима такая инфраструктура?
— Во-первых, «ИТ-инфраструктура 2.0» - программно-определяемая. Системные администраторы программируют в ней желаемые изменения, а не вносят их через «окошки Windows». Во-вторых, она более пластичная (то есть одновременно более гибкая, масштабируемая и надежная), способная моментально менять размеры и мощности - как в сторону увеличения, так и уменьшения. Причем, добавка или снижение количества вычислительных ресурсов проходят с помощью специальных, доступных не только крупному, но и среднему бизнесу инструментов (например, сайзинга ресурсов в IaaS и традиционной инфраструктуре), буквально по нескольким кликам, без полугодовых согласований ИТ-бюджетов на это. И, наконец, у ИТ-инфраструктуры нового типа достаточно низкая стоимость владения - на 30-50 % меньше, чем у традиционной.
Правда, все это сразу задает ряд ограничений. Например, для построения ИТ-инфраструктуры 2.0 может быть использован только Open Source или российские продукты на базе СПО, если это госкомпании. Рекомендованы только современные подходы к масштабированию – то есть, гибридные или облачные дубли критичных участков и ИТ-сервисов. А развивается она лучше с помощью «разработческих» подходов (Agile, SCRUM).
ИТ-инфраструктура 2.0 нужна и государственным, и коммерческим компаниям, так как, по сути, требования к ней универсальны. Различие только одно: коммерческие компании вольны использовать Open Source (или «западный Linux», например, RedHat), а госкомпании жестко ограничены российскими ИТ-решениями. К счастью, они во многом не хуже западных проприетарных, а зачастую даже обладают заметными преимуществами: технической поддержкой от вендора, как, например, ОС АЛЬТ (24/7, по всей России), свободой от западных санкций (опора на собственный репозиторий, независимость дистрибутива).
И тем, и другим заказчикам ИТ-инфраструктура 2.0 нужна, чтобы на ней, как на мощном фундаменте, быстро и просто начать цифровую трансформацию. Но этот фундамент должен сначала пройти «проверку на здоровье» (серия быстрых ИТ-аудитов или глубокий аудит), а в случае несоответствия - сильно измениться. И привычное многим экстенсивное наращивание «здоровья» тут не подойдет, только принципиальное изменение «природы» и характера серверного ландшафта до версии 2.0.
— Если будет «ИТ-инфраструктура 2.0», то должен быть и «системный администратор 2.0»? Есть ли уже такие специалисты на рынке?
— Такие специалисты есть, но их мало. Они резко отличаются от классических системных администраторов, тяготеющих в сторону «железа», и все чаще работают на уровне больших ИТ-инфраструктур, особенно если говорить про ЦОДы или компании сегмента Enterprise (5-15 тыс. пользователей и миллионы клиентов). Эти сотрудники имеют дело с «софтовой» частью, в которой к тому же большая доля Open Source-компонентов, не могут и не хотят отвлекаться на аппаратную. Сисадмины 2.0 – наполовину программисты, которые подходят к ИТ-инфраструктуре, как к коду, и меняют ее с помощью написанных скриптов, автоматизированных систем управления инфраструктурой, например, на базе Puppet и Ansible. То есть, программируют, а не вносят руками все изменения, и отслеживают их эффект с помощью современных инструментов (СЦМК «Аргус» и других).
Такое разделение администраторов произошло, в основном, из-за особенностей администрирования решений на базе СПО. Быстрое создание и настройка одинаковых «кусков» ИТ-инфраструктуры, тестовых и «боевых», например, для проверки рабочих гипотез или стека СПО для клиента - трудная задача, если есть только графический интерфейс. Командная строка позволяет максимально просто развернуть несколько виртуальных машин и настроить взаимосвязи между ними.
Но, повторюсь, системные администраторы 2.0 пока в большом дефиците. И это - огромная проблема, как для заказчиков, так и для сервисных компаний и интеграторов. Плюс в том, что переобучение/дообучение в Центрах компетенции российских вендоров, сервисных компаний, наставничество в ИТ-компаниях никто не отменял.
— Какой должна быть инфраструктура 2.0 на разных этапах жизненного цикла? Тем более, если компания, в которой она построена, обслуживается или только проектируется, уже начала движение к цифровой экономике?
— Она не должна оставаться без внимания и квалифицированной техподдержки, потому что продукты, из которых инфраструктура 2.0 строится, в основном, непростые. Практических знаний и опыта по Open Source и российскому ПО еще накоплено мало. А вопросов, связанных не с выбором или зрелостью продуктов, как 3-4 года назад, а с тем, что будет потом - наоборот, масса, особенно у государственных заказчиков. Кто и с каким результатом будет их внедрять? В каких сочетаниях? Как рассчитает нужное количество ресурсов для внедрения? Как готовое ИТ-решение будет поддерживаться? Будут ли отслеживаться возможные конфликты между старым и новым ПО? А между программным обеспечением и инфраструктурой?
90 % этих и других вопросов, с которыми работает наш Центр компетенции по импортозамещению, касается середины и более поздних этапов жизни новой ИС. Большинство их может снять страховка в виде «обвязки» из специализированных ИТ-услуг. Они поддерживают инфраструктуру 2.0 с момента ее проектирования и подготовки к внедрению, в ходе внедрения, после него - до внесения следующих масштабных изменений или замены отдельных участков.
Так, 100 % госкомпаний, которых нормативная база обязала переходить на ИТ-инфраструктуру на российском ПО, до начала внедрения нужен аудит возможностей импортозамещения - проверка того, а можно ли вообще заменить проприетарное ПО на российское и в каком порядке это лучше делать. Почти половине клиентов нужно масштабирование вычислительных ресурсов на основании аудита. Уже в ходе внедрения всем заказчикам нужна его техподдержка - причем, сразу Windows- и Linux-частей, правильно спланированное обучение специалистов и пользователей, автоматизированное управление изменениями на проекте и контроль результатов внедрения. После завершения проекта «включается» обязательная вендорская техподдержка ПО (например, ОС АЛЬТ), продолжается обучение и начинается поддержка тиражирования успешных решений.
Если при переходе на инфраструктуру 2.0 будет много вендоров (их обычно 4-6), то миграция грозит перерасти в хаос – учитывая знакомый многим «футбол» между разработчиками, который направлен на поиск «виноватого вендора», а не на решение ИТ-проблем. Чтобы такого не случилось, мы рекомендуем госкомпаниям поддержку всего стека импортонезависимого ПО как единого целого, из «одного окна», с едиными SLA не только на реакцию, но и на решение ИТ-инцидентов.
В своих проектах мы так поддерживаем связку ОС АЛЬТ, СУБД PostgresPro и CommuniGate. Умеем поддерживать и серверы на процессорах «Эльбрус». Существенным облегчением и ускорением перехода на инфраструктуру 2.0 является использование готовых, преднастроенных программно-аппаратных комплексов (ППАК). Заказчикам, которым нужно «начать прямо сейчас» и закончить все через полгода с минимальными рисками, мы рекомендуем именно ППАКи.
— Как текущие и предстоящие изменения повлияют в 2019 году на рынок сервисных услуг и ИТ-аутсорсинга?
— Цифровая трансформация и импортозамещение вызовут более активное использование решений на базе российского ПО и Open Source, чем 2-3 года назад, и дальнейшую популяризацию «подходов из разработки» (Agile и SCRUM) при работе с ИТ-инфраструктурой 2.0 и внедрении новых типов ПО. Это, в свою очередь, подразумевает изменение характера команд, работающих на проектах по импортозамещению и цифровой трансформации. В них будут включать не только представителей заказчика и исполнителя, но экспертов со стороны вендоров, специалистов по ИБ, системных администраторов 2.0, специалистов, отвечающих за мониторинг и «здоровье» ИС. Всем участникам команд придется учиться работать слаженно, использовать современные инструменты мониторинга новой и существующей ИС, чтобы быстро и точно оценивать их состояние и, конечно, технические результаты проектов - на основании не интуиции, а объективных данных.
Тогда, наконец, программно-управляемая инфраструктура станет максимально привлекательной (в том числе из-за гибридных и облачных частей) и начнет восприниматься как очень хороший, здравый и доступный базис для построения эталонных личных кабинетов, интернет-магазинов, систем взаимодействия с клиентами и партнерами.
— Большое спасибо за беседу!