– Андрей, согласны ли вы, что популярность коробочных решений снижается, а индивидуальных разработок – растет? Если да, то когда этот тренд появился, в силу каких причин сейчас укрепляется?
– Я полагаю, что все зависит от вида информационной системы, которая может быть оформлена как коробочный продукт. Если под ИС мы понимаем некую узкоспециализированную систему, решающую ограниченный набор типовых задач для конкретной области бизнеса, а количество предложений таких систем от разных вендоров велико, то, скорее всего, потребителю будут предлагаться хорошие, развитые коробочные решения, которые не потребуется как-либо индивидуализировать.
Если в качестве ИС рассматривается ERP-система или, например, ESM, ITSM, то есть система, охватывающая существенно больший набор автоматизированных процессов и предназначенная для предприятий разных отраслей, то ее внедрение обязательно потребует кастомизации. Тем более что такие системы в обязательном порядке содержат средства кастомизации.
Ведь каждый бизнес, как бы он ни был стандартизован, всегда отличается от аналогичных бизнесов, это залог конкуренции, а следовательно, информационная система должна быть тонко настроена под особенности деятельности заказчика. Поэтому для сложных информационных систем тренд на индивидуализацию, по-моему, существовал всегда.
Директор Департамента ИТ-консалтинга КОМПЛИТ Андрей Самсонов
Важно отметить, что, на наш взгляд, сейчас даже понятие «коробочный продукт» сильно поменялось. Если в 2000-х поставка «коробки» означала по сути просто продажу коробочного решения заказчику, то теперь это не акт продажи, а скорее услуга, непрерывный сервис: сама «коробка», возможность гибко нарастить или изменить функционал, средства кастомизации, обучающий портал, портал техобслуживания и консультирования, обновления и т.п. То есть тренд на индивидуализацию подтверждается ходом развития практически всех существующих коробочных решений.
Будет ли предприятие использовать коробочный продукт или предпочтет индивидуальное решение, зависит от его размера и стоимости продукта. Очевидно, что небольшое предприятие с простыми бизнес-процессами предпочтет «подогнать себя под коробку». Тем более что это уже не коробка в обычном понимании, а нечто большее. Крупное предприятие предпочтет индивидуальное решение.
Если же мы рассматриваем систему, которая автоматизирует не Business Support Services, а Operational Support Services, например ITSM, то все зависит от степени значимости OSS-процессов в бизнесе заказчика. Например, даже крупное предприятие, имеющее небольшую ИТ-службу, может предпочесть ITSM-коробку, а вернее, и коробку, и сервис.
В итоге можно согласиться с тем, что популярность индивидуальных решений растет: во-первых, коробочные решения приобретают возможности индивидуализации, а во-вторых, по мере укрупнения и усложнения бизнеса ему все больше требуются индивидуальные решения.
– Для каких категорий заказчиков это особенно важно и почему?
– Частично мы затронули тему в ответе на первый вопрос. Крупный бизнес и часть среднего, компании со сложными бизнес-процессами и работающие сразу в нескольких отраслях, предпочтут индивидуальные решения, а более узкоспециализированные или небольшие компании – коробочное. А если речь идет не о комплексном решении, а о таком, которое автоматизирует не ключевые, узкоспециализированные процессы, то и крупная компания может предпочесть коробочное решение.
– Приведите, пожалуйста, примеры из вашей практики, подкрепляющие ваше мнение.
– Мы работаем с одним из вендоров в части ITSM-решений более 17 лет и наблюдали развитие их продуктов: от классической коробки, предлагающей автоматизацию одного-двух процессов, а в качестве средства кастомизации – только брендирование, до облачного решения, позволяющего при желании полностью изменить функционал под себя, автоматически изменяя стоимость владения решением на лету.
– Чем отвечает ваша компания на обозначенную тенденцию?
– В первую очередь мы выбираем решения, имеющие развитый функционал кастомизации, который позволяет реализовать растущие запросы заказчика, сразу с прицелом на будущее. Ну и, безусловно, набираем и постоянно обучаем персонал, который может выбрать приемлемую для заказчика систему, выстроить архитектуру и реализовать для клиента индивидуальное решение.
– Ваши планы в направлении предоставления индивидуальных решений.
– Мы стараемся расширить нашу продуктовую линейку в каждом из направлений деятельности, иметь набор систем разных вендоров, чтобы предоставлять заказчикам возможность автоматизации как «по кошельку», так и по сложности.
– Большое спасибо за беседу!