– Любава, как вы оцениваете современный уровень проникновения ИТ в сферы, связанные с пассажирским транспортом? Насколько быстро происходит информатизация транспортных средств и магистралей? Какие основные проблемы и успехи можно отметить?
– Проникновение ИТ в сферы, связанные с пассажирским транспортом, – тема очень востребованная, и в ближайшей перспективе ожидаем ее взрывной рост. Причина – это требования, которые выдвигает современное общество к транспорту. В ближайшие годы по пути развития общественного транспорта как главного средства передвижения в городе последуют все города России вслед за Москвой. Информационные технологии позволяют существенно облегчить управление транспортными системами и повысить качество обслуживания населения. Уже сейчас современные системы высокоточной навигации V2X позволяют обеспечивать приоритетный проезд и точное отслеживание маршрутов транспортных средств для качественной диспетчеризации.
Основной проблемой, на мой взгляд, остается отсутствие специалистов, которые могли бы массово внедрять подобные решения. Более того, еще в принципе не накоплено достаточно опыта, который позволил бы руководству города смело принимать решение о внедрении тех или иных ИТ-систем.
Директор по развитию бизнеса Центра стратегического развития и цифровой трансформации компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу компаний ЛАНИТ) Любава Танеева
– Прослеживается ли в этом региональная составляющая? Если да, то какие регионы впереди? Какие общефедеральные проекты можно отметить? А небольшие региональные, но показательные и прогрессивные?
– Впереди сейчас те регионы, где процесс информатизации транспортной отрасли возглавил человек, которому это интересно и который в принципе готов развивать столь важную сферу жизни региона. Такие регионы уже есть, и в ближайшее время они смогут показать качественные изменения в уровне транспортного обслуживания в своих городах. В целом, национальный проект БКАД, в рамках которого регионам выделяется федеральное финансирование интеллектуальных транспортных систем, существенно оживил развитие данной сферы. Эта инициатива и дальше будет стимулировать регионы формировать свои компетенции в транспортной сфере. Очень важно, чтобы развитие ИТС было спланированным комплексом мероприятий, которые синхронизированы со стратегией транспортного развития региона.
– Расскажите, пожалуйста, об опыте вашей компании в этой сфере.
– В «ЛАНИТ-Интеграции» сформирован подход к комплексному решению транспортных проблем в городе. Многолетний опыт работы в сфере ИТ позволяет выбирать оптимальные решения для наших заказчиков, создавать из них сложные комплексные системы. За прошедший год мы реализовали проект комплексного транспортного планирования во Владивостоке с одновременной разработкой концепции ИТС, глубоко интегрированной со стратегией развития транспорта. По результатам выполненной работы город получил подробную дорожную карту мероприятий для реализации намеченной стратегии.
– Какие актуальные технологичные решения для транспорта вы бы отметили?
– В настоящий момент есть технологии, которые позволяют делать бесшовные поездки на любых видах транспорта без необходимости приобретения билета на каждый его вид. Это возможно, когда оплата происходит не с карты, а из личного кабинета пассажира, к которому привязывается любой электронный ключ. Такие технологии очень удобны для пользователя. Во-первых, нет необходимости приобретать карту. Во-вторых, с потерей ключа не пропадают средства, не нужно покупать билет на каждую поездку. Можно внедрять такую систему не только в рамках одного города, но и целого края и даже шире. Данные о перемещениях граждан, которые такая система собирает, позволяют точнее анализировать пассажирские потоки, учитывать льготные категории пассажиров, отслеживать точки наибольшего притяжения и туристические потоки, правильно планировать маршруты общественного транспорта и многое другое.
Проекты умных остановок общественного транспорта, которые сейчас предлагают и реализуют, пока выглядят слишком громоздко и стоят достаточно дорого для тех задач, которые они решают. Например, теплые закрытые остановки зачастую используют лица без определенного места жительства для ночлега, а это полностью меняет их функционал. На наш взгляд, ключевая функция остановки – защита от непогоды на время ожидания, поэтому важнее не остановку благоустраивать, а минимизировать время ожидания транспорта как таковое. Поэтому в приоритете информация о времени прибытия транспорта, табло прибытия, связанное с системой диспетчеризации, которое является самым важным элементом умной остановки. Остальные задачи вполне могут решаться с помощью мобильных приложений.
Системы фотовидеофиксации – одна из первых информационных систем, появившаяся в сфере транспорта. Технологии в целом уже неплохо отработаны и отлажены – большинство регионов понимают зачем эти системы нужны и как с ними работать. При правильной организации данных подсистем, они хорошо показывают себя в снижения аварийности и приносят дополнительный доход в бюджет. Технологии постоянно совершенствуются. У камер появляется больше функций. Следующий шаг – интеграция этих решений с системами «Безопасного города».
Технология весогабаритного контроля важна, поскольку позволяет регионам собирать дополнительный доход на ремонт дорог с автомобилей, превышающих нормативные параметры. Именно они наносят дорогам наибольший ущерб. Технология, как и фотовидеофиксация, уже неплохо отработана. Следующее поколение систем должно обходиться без внесения серьезных конструктивных изменений в дорожное полотно, что позволит существенно экономить на строительстве и сделает внедрение этих систем менее затратным.
АСУДД – одна из наиболее развивающихся и перспективных систем. В настоящий момент все средние и крупные города испытывают проблемы затрудненного движения. Системы автоматизированного управления могут улучшить пропускную способность на перекрестках от 10 % до 60 %. Также использование управления по направлению позволяет решить проблему левых поворотов, не давая образовываться на них заторам. Это одна из причин, по которой во многих городах исчезло трамвайное движение. Внедрение систем высокоточной навигации V2X позволяет обеспечить приоритетный проезд для общественного транспорта. В случае с трамваями, это позволяет увеличить скорость его движения на 20 %, а это повышает его предсказуемость и привлекательность для пассажиров. Управление светофорными объектами из единого центра повышает эффективность, скорость реакции на неисправности и позволяет экономить на эксплуатации.
Платные парковки в настоящий момент – одно из наиболее эффективных средств для упорядочивания городской парковки, ограничения количества личного транспорта в центре города и освобождения улиц от запаркованных машин в пользу благоустроенных городских пространств. Технологии разных производителей довольно похожи между собой. Для успеха внедрения важно не только наличие удобного ПО и приложения, но и грамотный подход к внедрению. Необходимо продумать логику размещения парковочных мест в городе с учетом мест притяжения и городских транспортных потоков. Правильные проекты организации дорожного движения позволят существенно улучшить городскую среду и повысить безопасность на улицах.
– Ваши прогнозы относительно развития ИТ-решений для транспорта. Транспорт ближайшего будущего - какой он? Каким может быть участие вашей компании в этом направлении?
– Наша компания видит большой потенциал в сфере развития интеллектуальных транспортных систем. Общественный транспорт должен стать комфортным, удобным и быстрым – это залог успешного развития городов. Мы активно наращиваем опыт и экспертизу в этой области, а также привлекаем ведущих специалистов с рынка к участию в наших проектах.
– Большое спасибо за беседу!