– Сергей, в условиях коронакризиса ИТ-компании сумели не только сохранить работоспособность и оптимизм, но и предложить клиентам обновленные и новые антикризисные решения. В чем причины такой устойчивости?
– С моей точки зрения, именно коронавирусный кризис не дал ИТ-отрасли какого-то небывалого роста. С другой стороны, если брать бизнес в целом, то его адаптивность к любым изменениям, включая кризисы, во многом зависит от того, насколько приспособлена к изменениям ИТ-инфраструктура. Это можно увидеть даже на примере нашей компании. Благодаря тому, что у нас уже был ряд необходимых технологий и процессы компании были достаточно гибкими (в том числе и с точки зрения ИТ), мы сумели быстро и эффективно перейти на удаленную работу. Фактически это произошло без потери качества, многие коллеги при этом даже отмечают повышение производительности.
Генеральный директор РДТЕХ Сергей Еремеев
Способность к изменениям делает бизнес более устойчивым. Поэтому ИТ-компании, которые позволяют всем остальным игрокам на рынке выстраивать эффективную ИТ-инфраструктуру, востребованы и в кризис, а некоторые – даже в большей степени, чем в обычное время.
– Можно ли сказать, что для ИТ-компании практически любой кризис - это время возможностей? Или все же не стоит так обобщать?
– Как сказал один из моих очень хороших учителей, проблема – двигатель прогресса. Если вы желаете добра каким-то своим хорошим знакомым, то в обязательном порядке желайте им побольше проблем, потому что тогда они будут развиваться.
По большому счету любой кризис позволяет поддерживать естественный отбор и развиваться в первую очередь сильным игрокам. И слабым тоже. Действительно, это время возможностей, но, конечно, не для всех. Неустойчивый, негибкий бизнес может рухнуть в любой момент. И ряд ИТ-компаний – тому пример. Под гибкостью я подразумеваю комплексный подход: здесь, с одной стороны, важна и процессная модель компании, а с другой – диверсификация услуг и их актуальность. Но самое важное – это то, насколько быстро компания может перестроиться: поймать какие-то новые веяния, уловить новые тренды. Ну и сама по себе система должна позволять все это делать. Если компания закостенелая, то она в итоге утонет – если не от одного, так от другого кризиса.
Таким образом, кризис – это действительно время возможностей для тех, кто хочет и умеет ими воспользоваться.
– Можно ли говорить о том, что на устойчивость ИТ-компаний в целом влияет не только непосредственная причастность к технологиям, но еще и определенный тип взаимоотношений внутри компании?
– ИТ-компания ИТ-компании рознь. Однако в целом специфика нашей отрасли базируется на постоянном развитии и изменениях: мы часто сами выступаем инициаторами этих перемен, мы одними из первых адаптируемся к меняющейся реальности. Соответственно, и люди здесь такие же: готовые создавать, развиваться, постоянно изучать новые технологии, меняться и менять мир вокруг себя. Человек, который к этому не приспособлен, природе которого чужд такой подход, не пойдет работать в ИТ, потому что по-другому в нашей отрасли не выжить. И получается, что определенный тип взаимоотношений в ИТ-компаниях возникает как раз потому, что в них идет работать определенный тип людей – более свободных, более гибких, более быстрых и открытых всему новому.
– Кому приходится легче - малым игрокам или крупным, столичным или региональным, работающим с госсектором или коммерческими компаниями?
– Ответ на этот вопрос следует из предыдущих. Дело не в том, каков масштаб твоего бизнеса и где территориально находится твой офис, а в том, насколько ты адаптивен к изменениям, насколько отработаны процессы в твоей компании, выстроена система. Потому что компания может запросто масштабироваться в любом направлении.
Важно, чтобы в столице и крупных городах работали ваши менеджеры по продажам и был выход на ключевых заказчиков. Остальное не принципиально.
Мы сейчас больше работаем с коммерческими компаниями, а кто-то – с государственными. На мой взгляд, здесь всё индивидуально.
– Что удерживает на плаву именно вашу компанию? Можно ли сформулировать некий перечень собственных гарантов устойчивости?
– Мы придерживаемся определенных ценностей, сформировавшихся за годы работы, и стараемся во всем им следовать. Казалось бы, они довольно простые и очевидные, но именно их совокупность делает компанию РДТЕХ такой, какая она есть: ориентированность на клиентов и партнеров, бизнес с человеческим лицом, неизменно высокое качество и ответственность за результат, непрерывное развитие, инновации и, конечно же, наш главный капитал – наши сотрудники.
Еще в обязательном порядке важна гибкость и системность, когда выстроенные процессы позволяют повышать управляемость бизнеса.
– Впереди может быть еще много сложных периодов. Что нужно, чтобы в любой ситуации суметь сберечь бизнес и коллектив?
– Основа, повторюсь, неизменна. Чтобы компания жила, она должна легко приспосабливаться к различным изменениям. ИТ-компаниям это делать проще – в силу самой специфики бизнеса и работающих в них людей.
– Большое спасибо за беседу!