– Роман, по вашей оценке, действительно ли можно говорить об увеличении заинтересованности госсектора в ИТ? С чем связана эта тенденция, как она развивается?
– Государственный сектор представлен различными по формату и целям организациями. И если органы власти заинтересованы в сокращении сроков и себестоимости предоставляемого потребителю «сервиса», то у предприятий реальной экономики с государственным участием задачи будут другими. В любом случае возможности органического улучшения показателей давно исчерпаны. Единственным возможным способом для дальнейшей оптимизации является цифровизация всех аспектов деятельности государственных органов и предприятий. Поэтому я не сомневаюсь в устойчивости тренда на внедрение цифровых решений в государственном секторе.
Заместитель генерального директора по техническому развитию STEP LOGIC Роман Остапчук
– Отразился ли на взаимодействии государства и ИТ-компаний корона-кризис и как?
– Одним из последствий пандемии коронавируса стало смещение акцента в сторону дистанционного обмена информацией. В вопросах взаимодействия с государством это ощутили не только ИТ-компании, но и другие сектора экономики. Несмотря на то, что правительство разработало пакет мер поддержки, в том числе для ключевых предприятий ИТ-отрасли, качество и скорость обмена информацией об изменениях во время кризисных ситуаций были далеки от идеала.
– Приведите, пожалуйста, примеры всему этому, связанные с вашей компанией.
– В конце первого полугодия мы отметили краткосрочное повышение спроса на цифровые решения антикризисных задач среди госпредприятий, которое, вероятно, объясняется особенностями их бюджетирования. Отследить другие тренды отрасли проблематично, так как мы не выделяем госзаказчиков в отдельный производственный цикл. Для наших специалистов качество реализации проектов и их важность не зависит от того, к какому из секторов экономики принадлежит предприятие.
– По вашей оценке, насколько велика была и остается роль государственного участия в развитии, в нынешнем положении дел в вашей компании?
– Госсектор - один из наших ключевых заказчиков. Во многом это объясняется тем, что госпредприятия могут планировать и внедрять инновационные решения, выходя за рамки традиционного краткосрочного технико-экономического анализа. В то же время мы успешно работаем и в секторах без государственного присутствия, либо с участием госкомпаний, осуществляющих деятельность по принципам коммерческих организаций.
– Увеличение доли госкомпаний на ИТ-рынке, появление высокотехнологичных отделов внутри госкомпаний - как это влияет на рынок, какие последствия влечет, каковы плюсы и минусы этого процесса?
– Создание высокотехнологичных отделов внутри госкомпаний, в первую очередь, означает рост экспертизы наших заказчиков за счет появления качественного и осознанного планирования. Мы не считаем, что это приведет к росту конкуренции, так как сейчас существует высокий спрос на передовые цифровые решения и отечественному рынку еще далеко от «затоваривания».
– Озвученные регулятором планы по увеличению доли ИТ в ВВП России, а также по росту числа специалистов в ИТ-отрасли - насколько они реалистичны, выполнимы?
– Озвученные регулятором цели выглядят амбициозно. Они доказывают важную роль ИТ-сектора для роста экономики России. На мой взгляд, положительный результат в этом вопросе обеспечит качественная проработка и реализация задач, а также гибкость при работе с изменчивой ситуацией, актуальная в настоящее время.
– Что, по вашему мнению, нужно от обеих сторон - государства и ИТ-компаний - чтоб ИТ-отрасль России в ближайшей перспективе действительно становилась сильнее?
– Важно сохранять баланс между краткосрочными и среднесрочными задачами и проектами. Этот год поставил большое количество неожиданных задач, требующих оперативных мер. Сейчас мы возвращаемся к поиску баланса между конкретными проектными решениями, существующими в рамках правил бюджетирования и конкурсных процедур, и стратегическим видением развития, дающим максимальную синергетическую выгоду от отдельных проектов.
– Большое спасибо за беседу!