– Сергей, какие изменения, происходящие внутри компаний вашего сектора, сейчас наиболее актуальны?
– Безусловно, для бизнеса сейчас очень важны унифицированные коммуникации. Стоит также выделить прогнозирование и планирование, поскольку эти процессы становятся более гибким и продвинутыми. Здесь важен отказ от подхода, когда во главу всего ставят план и не обращают внимания на происходящие вокруг объективные изменения. Безусловно, план должен быть ориентиром и соответствовать вашим целям. Но если внешние факторы серьезно поменяли ситуацию, то важно быть гибким и подстраиваться под реалии, корректировать свои планы и прогнозы, чтобы не оказаться их заложником. Говоря о важности корректировок, я в первую очередь подразумеваю краткосрочную перспективу, например, бюджеты и планы на отчетные периоды.
Генеральный директор РДТЕХ Сергей Еремеев
Что касается общей стратегии – конечно, ее нужно сохранять. Однако вместе с этим важно помнить, что прийти к достижению стратегической цели можно разными путями, поэтому не стоит зацикливаться на них.
Помимо нацеленности на достижение результата, все большее внимание сейчас отводится процессу. ИТ-компании стараются выбирать людей, которые любят сам процесс, готовы погружаться в него – таких людей проще вовлекать в деятельность. И в перспективе, если не терять из виду цели, это дает гораздо больший результат.
– Как на эти приоритеты повлияла пандемия? Какие изменения в планы по внутреннему развитию внесла именно она?
– Многие коммуникации стали цифровыми, перешли в онлайн. По этой причине автоматически потребовалась их унификация – как с технологической точки зрения, так и с точки зрения методов.
Одна из задач, которую я вижу перед собой, заключается в создании некоего общего управляемого информационного поля. Во время пандемии эта задача стала краеугольной. Потому что поле взаимодействия, которое было раньше, во многом зависело от офлайна. Мы преимущественно собирались в офисе. И то сообщество коллег, которые находились в офисе, и само офисное пространство – всё это в определенной степени нас объединяло и называлось «работа». Сейчас офис фактически перестал быть такой объединяющей силой, и на смену ему должно прийти новое информационное поле. Унификация коммуникаций будет способствовать его формированию.
Данному аспекту, на мой взгляд, важно уделить особое внимание. Если этого не сделать, то компания будет из раза в раз пытаться вернуться в офлайн, и ее из раза в раз будет оттуда выкидывать – не только пандемия, но и конкуренты. ИТ-рынок изменится. Люди не захотят тратить много времени на то, чтобы доехать до офиса, и будут стараться работать из дома, если представится такая возможность. Компании будут оптимизировать арендуемые площади и переходить в гибкие офисы. Уже сейчас от ряда подрядчиков приходят предложения по организации рабочего пространства подобным образом. И за такими офисами, на мой взгляд, будущее.
– Что еще побуждает ИТ-компании меняться сейчас?
– Во-первых, возрастает конкуренция сама по себе. Перед любой ИТ-службой всегда стоит несколько задач. Одна задача – это помощь в развитии бизнеса, другая – повышение эффективности расходов. Бизнес становится все более рациональным в части использования информационных технологий. Все это приводит к тому, что повышается конкуренция. А чем выше конкуренция, тем более эффективной и адаптивной должна становиться компания.
Кроме того, крупные игроки сейчас любят формировать собственные инсорсинговые службы. Это заставляет многих интеграторов создавать внутри себя гораздо более эффективные, чем у заказчиков, инструменты, позволяющие быстрее наращивать новые компетенции и воспроизводить уже имеющиеся. И здесь отдельную важную роль играют стажерские программы. Реализуя их, компании, не только насыщают рынок ИТ-специалистами, но и делают саму компетенцию более доступной на рынке.
– Какие нововведения, преобразования становятся сейчас условием сохранения конкурентоспособности и почему? Можно ли, вообще, оставаться конкурентоспособным, не трансформируясь?
- Ранее я уже говорил, что важны изменения в подходе к прогнозированию, планированию, а также к сотрудникам. В любом случае все будут уходить в эту сторону. Тем более, уже выросло поколение людей, которые не будут заниматься тем, от чего не получают удовольствие – им это неинтересно. Соответственно, перед работодателем встает задача делать работу не рутинной, а как можно более привлекательной, творческой, позволяющей человеку самореализоваться. За этим будущее. И, конечно, быстрое воспроизведение компетенций – это тренд, который будет очень востребован.
Можно ли оставаться конкурентоспособным, не трансформируясь? Можно. Но недолго. Благополучное существование без трансформации возможно только в том случае, если у тебя нет конкурентов и на рынке существует неизменный спрос на твой продукт.
– А есть ли нечто, что можно отнести к «модным», имиджевым трендам?
– Изначально любая новая привлекательная тема бывает в первую очередь «модной». И только потом она либо находит и укрепляет свое место на рынке с точки зрения реального использования (при необходимости трансформируясь), либо нет.
Так, наконец, начали работать в полную силу распределенные команды. Это уже не модный тренд, а данность. Из-за пандемии не только ИТ-компании могут работать распределенными командами, но и заказчик готов к такому варианту сотрудничества, идет по этому пути. Сохранится ли данный тренд? Скорее всего, да. Потому что за этим будущее. Мир так или иначе будет становиться все менее полярным. Соответственно, постепенно начнут стираться границы, уйдет разобщенность на основе знания языков. Появление таких переводчиков – вопрос нескольких ближайших лет. Все для всех станут доступными. Станут более доступными компетенции. Чем дальше – тем менее крупными будут становиться многие компании, а в перспективе начнут собираться под конкретные задачи. Они, скорее, будут представлять собой некое сообщество людей по интересам, которые могут быстро организоваться для поиска и реализации новых бизнес-возможностей. Но это уже будут не компании в традиционном их понимании.
– Какие изменения происходят внутри вашей компании?
– РДТЕХ постоянно меняется, мы всегда стараемся шагать в ногу со временем. У нас идет переход к унифицированным коммуникациям, в том числе с технологической точки зрения. Как я уже говорил, на текущий момент одна из стоящих перед нами задач – это создание единого информационного поля, мы его меняем, трансформируем.
Мы трансформируем подход к принципу управления компетенциями. Сформировав карту компетенций по компании, мы вырабатываем механизм эффективного управления этими компетенциями – начиная со стажерских программ и приобретения компетенций и заканчивая управлением на более тонком уровне.
На многих консалтинговых и интеграционных проектах наши специалисты работают полностью дистанционно. У нас и раньше был такой опыт, но в основном это относилось к консалтингу: когда, например, требовалось организовать удаленную работу по оказанию технической поддержки в режиме 24/7. Сейчас же не только увеличилось количество реализуемых дистанционно проектов, но и расширилась география наших распределенных команд – сегодня РДТЕХ фактически сотрудничает со специалистами со всей страны, и это открывает для всех нас новые возможности.
– Большое спасибо за беседу!