– Андрей, в какой момент пандемии, по вашим наблюдениям, появился термин Covid-Tech? Какой спектр решений, по вашему мнению, под этот термин подходят?
– Для меня этот термин явно проявился в апреле 2020 года. Мы начали наблюдать, что ряд ИТ-решений стали применяться для профилактики и борьбы с распространением ковида, например, введение QR-кодов, автоматическое отслеживание машин без пропусков и так далее. В тот момент, когда возникла потребность в решениях, адаптированных под сложившиеся условия, началось формирование термина Covid-Tech.
В ИТ-сфере я разделяю решения на несколько классов. Первый относится к системам отслеживания активностей, связанных с поддержкой социальных мер в отношении борьбы с ковидом. Второй – класс продуктов, направленных на развитие коммуникаций для улучшения взаимодействия между сотрудниками компаний. И третий класс касается систем онлайн-доставки, которые получили более широкое распространение даже для людей, кто ранее не пользовался такими услугами. Возникла потребность в разворачивании удобных в использовании решений, обладающих высокой степенью защиты данных, эффективностью предоставляемых сервисов для обеспечения людей необходимыми товарами.
Директор по инновационным проектам ГК InfoWatch Андрей Арефьев
– Как быстро Covid-Tech увидели свет? Перешли ли в разряд таковых ранее существовавшие продукты, «перепрофилированные» под новые вызовы?
– C социальными ограничениями мы столкнулись в конце марте, а адаптированные технологии появились в апреле-мае (такие как мониторинг заболевших граждан). Технологии существовали ранее, они были переформатированы под новые условия.
– Какие, в целом, технологии и какого рода продукты оказались самыми «антиковидными»?
– Самый большой бум и востребованность получили технологии конференц-связи. Несмотря на многолетнюю практику использования подобных решений, 2020 год дал мощный толчок к их доработке. Поддержание и развитие бизнеса невозможно без эффективных коммуникаций, а условия карантина показали, что удаленные средства общения, имеющие широкий функционал и удобство, стали неотъемлемой частью работы.
Если говорить про технологии информационной безопасности, то они были недовостребованы на рынке, люди бросились налаживать функционирование, пренебрегая ИБ. Задача обеспечения непрерывной работы бизнеса была вынесена на первое место, но зачастую она была решена за счет снижения требований к ИБ. Рост спроса на СЗИ в этот период появился, в том числе на более легкие и быстрые во внедрении, такие как системы для мониторинга действий сотрудников. Среди наиболее востребованных СЗИ оказались на рынке ИБ решения по сетевой безопасности, средства криптографической защиты информации, решения по защите от атак на пользователей ПК. В период карантина появился спрос на бесплатную защиту ПК, на бесплатную техподдержку и использование ИБ-решений. То есть, вырос спрос на все то, что безопасно связывает людей на удаленке с их местом работы и позволяет поддерживать непрерывность бизнеса.
– Расскажите об опыте вашей компании в этом направлении.
– С одной стороны, мы не делали специально ничего антиковидного, с другой – такие наши технологии и решения, как мониторинг действий сотрудников, анализ коммуникаций внутри корпоративного периметра, продолжают быть актуальными и востребованными на рынке и в период пандемии. Увеличение выручки в 2020 году служит этому примером.
Специальных новых направлений у нас не возникло, мы продолжаем развивать продукты в соответствии со стратегией компании. В том числе актуальные в ковид-время – например, системы визуальной и предиктивной аналитики. При этом наблюдаем устойчивый рост интереса к этим продуктам.
– Можно ли говорить о том, что Covid-Tech изменили отечественный ИТ-рынок?
– Не могу сказать, что вижу существенные изменения. Однако часть вендоров получила шанс укрепить свои позиции за счет того, что их решения смогли быть адаптированы к появившимся условиям. Возникло незначительное количество стартапов с применением ИИ для диагностики или мониторинга ковида. На мой взгляд, они не имеют больших шансов на развитие, так как для развития необходимы коммуникации, которые сейчас осложнены, больше шансов у тех компаний, которые ранее уже зашли на рынок.
– Будут ли дальше развиваться Covid-Tech и в каких направлениях? То, что уже сделано - в каких еще сферах может быть использовано?
– Скорее всего, большинство ИТ-компаний изменят формат работы – вместо работы в офисе будет продолжаться удаленный режим потому, что для большинства компаний такой формат останется конкурентным преимуществом для привлечения сотрудников. Также наверняка получат развитие технологии, которые позволяют оптимизировать работу вне офиса – корпоративные мессенджеры, видеоконференции, удобные коммуникационные технологии, обеспечивающие бесперебойную и безопасную работу. Могут возникнуть технологии, которые будут позволять организовывать рабочие места внутри офисов – безопасные и удобные коворкинги.
– Большое спасибо за беседу!