— Анна, расскажите об основных трендах корпоративного ИТ-образования. Чему сейчас компании учат ИТ-специалистов?
— Содержание учебных программ для ИТ-специалистов зависит от бизнес-задач конкретного работодателя. В большинстве крупных компаний можно выделить три ключевых направления: профессиональное обучение («жесткие» профильные знания и навыки, специфичные для конкретной ИТ-профессии), корпоративное обучение (внутренние регламенты и информационные системы компании) и развитие личностных компетенций (например, личная эффективность, управленческие навыки). Приходя в новую компанию и входя в руководящую роль, ИТ-специалисты проходят программы адаптационного обучения – участвуют в программах развития управленческих компетенций. Приступая к совместному проекту в кросс-функциональной команде – изучают подходы agile и так далее.
Бизнес задействует различные инструменты корпоративного обучения, чтобы обеспечивать эффективность своих сотрудников на каждой конкретной роли или функции. Основная специфика проявляется в сфере профессионального обучения. Так, для системных интеграторов ключевую роль играет вендорская сертификация инженеров: не имея соответствующих компетенций, компания не сможет реализовывать проекты для заказчиков и подтверждать необходимые уровни партнерства. Необходимое для сертификации обучение инженеры проходят напрямую у вендора, либо в аккредитованном учебном центре. Как правило, все курсы и итоговые экзамены проводятся в формате онлайн. Такое обучение зачастую требует значительных временных и финансовых ресурсов, а наиболее высокие степени сертификации доступны только специалистам с большим опытом и глубоким уровнем профильной экспертизы.
Бизнес-партнер по управлению персоналом Т1 Интеграции Анна Пташко
В свою очередь, компании, специализирующиеся на разработке ПО или ИТ-консалтинге, могут фокусироваться на обучении начинающих специалистов, активно развивая внутренние стажерские программы. Преподавателями в таком случае могут выступать более опытные ИТ-эксперты компании. Так или иначе, в сфере ИТ профессиональное обучение имеет ключевую роль. Компаниям нужно непрерывно поддерживать квалификацию своих специалистов, чтобы эффективно адаптироваться к быстрым изменениям рынка.
— Услугами каких центров ИТ-обучения вы пользуетесь? Есть ли свои внутренние курсы или школы?
— Мы работаем с различными профильными учебными центрами («Звезды и С», Университет Иннополис, Tune IT, Cleverics, Информзащита и другие). Часть обучения инженеры проходят напрямую у вендоров посредством дистрибьюторов. Также с 2014 года на территории офиса Т1 Интеграция действует авторизованный центр тестирования Person Vue, где инженеры имеют возможность сдавать сертификационные экзамены различных вендоров.
— Многие люди за последние два года решили радикально сменить профессию и пойти в ИТ. Возможно ли с нуля стать айтишником и что для этого нужно?
— В рамках ИТ существует несколько функциональных направлений. Некоторые из них обязательно требуют профильного высшего образования и существенного опыта работы (например, инженер вычислительных комплексов или архитектор). Однако на такие ИТ-профессии, как аналитик, тестировщик или, например, разработчик (java/python/фронтенд) сегодня можно обучиться посредством онлайн-курсов длительностью до года. Безусловно, чтобы стать востребованным специалистом, помимо знаний потребуется получить практический опыт работы, принять участие в программах стажировки и реальных ИТ-проектах с опытом решения разносторонних кейсов.
— Как дальше будет развиваться ИТ-обучение?
— Я вижу развитие ИТ-обучения в расширении возможностей и повышении качества дистанционного формата. Период пандемии научил нас эффективно работать и учиться «на удаленке», и этот тренд будет только усиливаться. За последние несколько лет множество курсов, которые ранее проводились исключительно в очном формате, смогли успешно перейти в дистанционный без потери качества и содержания. Платформы дистанционного обучения получат свое развитие за счет дальнейшего усиления методической базы учебных материалов, совершенствования технологической основы и улучшения пользовательского интерфейса.
— Большое спасибо за беседу!