– Дарья, расскажите о развитии RPA. Что происходит в отрасли сейчас? Какое будущее её ожидает?
– RPA – относительно молодое направление в цифровизации бизнеса. Сейчас отрасль еще находится на этапе накопления опыта, когда большую часть роботов приходится писать с нуля. Компании-интеграторы, анализируя бизнес-процессы своих заказчиков, все еще открывают новые возможности цифровых роботов и новые области их применения. И с каждым внедренным роботом наши теоретические знания и практические навыки возрастают.
Хотелось бы сказать, что в будущем нас ожидает некое коробочное решение: пять минут на установку и, как пел герой советского фильма, «вкалывают роботы, счастлив человек». Но, увы, такое вряд ли возможно. Внедрение и настройка робота – тонкий процесс, который завит от отрасли, в которой работает каждый наш заказчик, от ПО, которые он использует для ведения бизнеса, и многих других специфических моментов. Однако, чем больше опыта мы накапливаем, тем сильнее ускоряется процесс внедрения. Нам уже не нужно писать робота от и до, достаточно взять готовый кейс и адаптировать его под нужды конкретного заказчика.
Собственно, именно таким нам видится будущее отрасли. Пул решений, близких к коробочным, требующих только доработки под каждый случай.
Руководитель направления RPA компании РДТЕХ Дарья Харитонова
– Какие выгоды несет внедрение RPA? В чем заключается очевидная и неочевидная польза от цифровых роботов?
– Первая и очевидная выгода от внедрения робота – экономия бюджета. Экономия прямая. Внедрение робота, конечно, не самое дешевое мероприятие, но за внедрение мы платим один раз. Дальше робот трудится для нас бесплатно. В отличие от живого сотрудника, которому необходимо каждый месяц платить зарплату, а еще предоставить оборудованное рабочее место и соцпакет. Средний срок окупаемости робота 6-8 месяцев. Если сравнить общую зарплату, к примеру, пяти кадровиков и затраты на внедрение робота, который будет работать в тандеме с одним живым кадровиком, выгода будет очевидной.
Кроме того, есть еще и косвенная экономия. Во-первых, робот не совершает ошибок, связанных с усталостью, невнимательностью и другими человеческими факторами. А подобные ошибки зачастую дорого обходятся. Не стоит также забывать, что основное предназначение робота – освобождать людей от рутинной работы. Сотрудники, которым не нужно вручную разбирать документы, искать информацию, сводить отчеты, могут взять на себя больше обязанностей, требующих человеческого опыта и экспертизы.
Из вышесказанного, кстати, вытекает и менее очевидная польза роботов. Имея цифрового помощника, живые сотрудники меньше устают, не выгорают от постоянной рутины и в целом работают более эффективно.
– Если ваша компания занимается RPA, то как давно? С какими вендорами работает, какие есть свои наработки и разработки в этой нише?
– Компания РДТЕХ занимается внедрением RPA почти два года. Мы работаем с ведущими российскими вендорами, такими как PIX, Robin и Sherpa. Недавно заключили партнерское соглашение с ApRbot, российским разработчиком ПО для распознавания документов, которые работает как самостоятельно, так и в связке с различными RPA-платформами.
Что касается наработок, мы сейчас активно пополняем наш портфель кейсов, однако уже можем предложить и готовые решения, нуждающиеся только в доработке под конкретного заказчика.
– Практическое применение RPA: какие типовые примеры вы можете привести, какие нестандартные кейсы были реализованы вашей компанией?
– Типовых областей применения цифровых роботов немало. В бухгалтерии робот может провести сверку, разнести выписки. В кадрах – оформить документы для приема или увольнения сотрудника, наделить его правами для работы в корпоративной системе. В HR – найдет резюме по заданным параметрам и назначит кандидатам встречу. В отделе документооборота – распознает и разберет документы. На складе – проверит остатки и даже отправит запрос поставщику. Все эти области охвачены RPA-интеграторами.
Из необычных кейсов первое, что приходит на ум, робот, который собирает информацию от конкурентов. Один из наших заказчиков хочет всегда держать руку на пульсе и знать, сколько товара есть у их конкурентов и каковы их текущие цены. Найти эту информацию просто, она находится в свободном доступе на официальных сайтах. Но на то, чтобы пройти по десятку сайтов, собрать данные по остаткам и ценам десятков наименований и собрать их в отчет, нужно время. Время, которые менеджер по продажам может куда более выгодно использовать для заключения сделки с клиентом. Именно это время для нашего заказчика теперь экономит цифровой помощник. Он просматривает сайты, сводит информацию в отчет и рассылает его всем заинтересованным сотрудникам.
– Как вы считаете, в условиях существующей политической и экономической ситуации возможен ли в отрасли RPA полный отказ от зарубежного ПО? Достаточно ли сейчас импортозамещающих решений, если нет, то в какой перспективе они могут появиться?
– Если говорить только об RPA-платформах, в целом, да, отказ от зарубежного ПО возможен. Существуют отечественные решения, не уступающие западным. Но дело в том, что робот существует не в вакууме. Он работает с другими программами, как и живой пользователь. И при переходе на другое ПО робота надо переучивать, как и живого пользователя. Поэтому на данный момент полный отказ от зарубежного ПО, увы, затруднителен.
Однако линейка отечественных решений постоянно расширяется, что позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.
– Большое спасибо за беседу!