Инновации становятся мощным бизнес-инструментом. Яркий пример — технологии искусственного интеллекта и работа с большими данными.
Рынок образовательных программ реагирует на этот запрос появлением курсов, которые дают практический опыт работы с данными. Менеджерам предлагаются разные форматы обучения. В том числе, интенсивы, на которых за несколько дней можно получить необходимую базу навыков на основе реальных кейсов.
Набор необходимых управленцу цифровых навыков в каждой организации будет уникальным. Но есть то, что повысит эффективность любого менеджера уровня:
Умение работать с большими объемами информации может оказаться в такой ситуации очень полезным. Если руководитель понимает принципы работы с данными, он сможет выявлять важные неочевидные закономерности. Data-driven подход можно применять, например, для принятия стратегических решений по развитию организации и снижению рисков. А освоив работу алгоритмов машинного обучения, можно с большей точностью прогнозировать поведение клиентов и предсказывать информацию для новых проектов.
Менеджер с навыками работы, например, в интерактивном блокноте с открытым исходным кодом, построения графиков распределений, расчета базовых статистик, со знанием моделей перевода текста в речь и способов монетизации данных пользуется авторитетом у своей дата-сайнс команды и становится квалифицированным заказчиком для нее.
Для продуктивной работы с ИИ-инструментами руководителю понадобится понимание нейросетей. Он также должен уметь писать и применять промпты для получения более релевантной информации при решении различных управленческих задач. Например, цифровые навыки очень пригодятся в ходе коллективной работы над кейсами: для генерации текста и изображений/видео, разработки и презентации решений кейсов.
Знания об ИИ помогут менеджеру лучше понять, как эта технология может быть использована в его организации, какие преимущества от этого может получить не только он сам, но и каждый из сотрудников. Такой руководитель станет в своей компании амбассадором интеграции ИИ в рабочие процессы.
Если в компании есть координатор высокой квалификации, эффективность работы команд повышается, улучшаются коммуникации и взаимодействие в коллективе, снижается количество конфликтных ситуаций. В результате этого растут мотивация и производительность сотрудников. Это касается в том числе и управления ИТ-командами.
Руководителю пригодятся аналитические и стратегические навыки внутрикомандной работы: умение правильно поставить задачу, подобрать и адаптировать персонал, управлять командой и конфликтами, применять гибкие методологии управления проектами, процессное управление и моделирование.
С предметной частью такой руководитель тоже должен быть знаком. Приведем пример: киберугроз становится все больше, хорошие специалисты в этой области стоят дорого. Даже если в компании есть такой специалист, максимальная польза от него будет, если управленец сумеет говорить с ним на одном языке.
Непонимание, что и для чего предлагает безопасник, чревато несвоевременным проведением ИБ-проектов и, как следствие, снижением уровня защиты бизнеса. А грамотное планирование расходов на ИБ убережет бизнес и от излишних трат, и от рисков.
Если компании нужно инициировать новый проект по цифровизации рабочего процесса или разработать новое рабочее пространство для прозрачности процессов в организации, базой для этого станут знания и навыки в управлении ИТ-проектами.
Руководителю понадобятся, например, знание основ управления проектами, ключевых терминов и концепций, необходимых для работы над ИТ-проектами. Он должен разбираться в структуре ИТ-проекта и его жизненном цикле, владеть гибкими методологиями Scrum и Kanban, уметь выбрать подходящую методологию управления проектом, оценить риски и необходимые ресурсы, в том числе временные. Успех проекта цифровой трансформации также зависит от правильной приоритизации целей и задач, грамотного создания бэклога задач, качественного анализа результатов и планирования изменений, контроля сроков и разработки прототипов продукта.
Когда руководители прокачивают цифровые навыки на курсах, идеи о том, как их использовать, часто рождаются прямо в учебной аудитории. Вот несколько примеров из нашей практики:
Владение цифровыми навыками помогает руководителю вырасти в эксперта. Тренд на применение цифровых инструментов для превращения накопленных знаний в экспертизу набирает популярность. А если управленец сформировался как эксперт, умеет доносить свои мысли как до собственной команды, так и до специалистов по персоналу - он повышает свою ценность и узнаваемость своей компании.
Применять цифровые навыки – значит расти в глазах коллег, доказывать стремление брать для работы все самое лучшее не на словах, а на деле. Любая команда больше доверяет руководителю, который смотрит в будущее, специалисты охотнее вовлекаются в поставленные им задачи. В условиях кадрового голода это может стать конкурентным преимуществом бизнеса в борьбе за кадры.
Таким образом, актуальные цифровые навыки нужны каждому управленцу, который хочет быть признанным лидером в своей компании, готов совершенствоваться сам и двигать бизнес вперед.
Автор: Роланд Рассоха, заместитель директора по развитию бизнеса «Школы 21» — школа цифровых технологий от Сбера