Генеральный директор ГК «ИТР» Денис Шахов: «Перспективы российского рынка бесконтактных платежей»

До недавнего времени Россия была одним из мировых лидеров по росту популярности бесконтактных платежей. Львиную долю рынка – около 80% – делили между собой Google Pay (порядка 32%), Apple Pay (около 30%) и Samsung Рay (порядка 17%). Остальное занимали преимущественно российские сервисы Яндекс Рay, MIR Рay, Sber Рay и другие.

Привычка оплаты покупок со смартфона глубоко проникла не только в крупные города, но и в далекую глубинку. Этому способствовала как простота и надежность технологии, так и «продвинутость» торговой и банковской инфраструктуры – сейчас в России трудно найти магазин, не оборудованный кассовым POS-терминалом с бесконтактным NFC-считывателем.

Введение в феврале-марте новых санкций уже привело к кардинальному пересмотру пользовательских привычек и сценариев покупок, а при развитии существующих негативных тенденций можно прогнозировать тотальную деградацию системы бесконтактных платежей.

При этом вопреки распространенному мнению, текущие ограничения в работе Google Pay, Apple Pay и Samsung Рay не являются инициативой самих сервисов. Вначале они подчинились санкционному режиму, введенному финансовыми регуляторами США и ЕС в отношении ряда российских банков, включенных в т.н. SDN-список (Specially Designated Nationals and Blocked Persons list) – это банк «Россия», ВТБ, Совкомбанк, Промсвязьбанк, Новикомбанк, «Открытие». В результате обслуживание этих финансовых институтов сервисами бесконтактных платежей было прекращено.

Что касается остальных российских банков, в том числе попавших под секторальные санкции Газпромбанка, РСХБ, МКБ и Альфа-банка, Сбербанка, прямых запретов на сотрудничество с ними не существовало. Их карты продолжали обслуживаться еще некоторое время.

Более серьезный эффект с точки зрения ограничения функционирования сервисов принесло решение платежных систем VISA и MasterCard о прекращении всех операций в России с 10 марта. Большая часть карт, выпущенных в России, принадлежала этим платежным системам. Поэтому вне зависимости от банка-эмитента (даже если он не попал под санкции), сервисы вынуждены прекратить поддержку бесконтактной оплаты карт VISA и MasterCard.

На остаточную функциональность сервисов сегодня влияют не только санкции (они для всех одинаковы), но и глубина сотрудничества Google Pay, Apple Pay и Samsung Рay с российской платежной системой «МИР» (оператор – АО «НСПК»). Фактически сейчас сервисы могут работать только с картами МИР, эмитированными их партнерами (если этот банк-партнер не входит в SDN-список). И здесь ситуация у каждого сервиса отличается.

 

 

Google Pay объявил о начале сотрудничества с НСПК лишь осенью 2021 года и фактически не успел никого подключить. Apple Pay начал сотрудничество с НСПК летом 2021 года. У Apple Pay есть определенное количество партнеров из числа банков-эмитентов карт «МИР», но их немного. Самый большой пул партнеров по картам «МИР» у Samsung Рay, поскольку этот сервис является партнером НСПК с 2017 года.

В результате именно Samsung Рay имеет определенный шанс сохранить функциональность своего сервиса в России. Этому дополнительно способствует несколько факторов.

Во-первых, широкая распространенность смартфонов Samsung в России. По данным GFK, южнокорейский бренд уже десять лет является самым популярным производителем у нас в стране. Сейчас на руках у россиян находится порядка 45 млн трубок Samsung. При этом сервис Samsung Рay пока используется лишь на 20 млн смартфонах. Это означает, что существует значительный потенциал расширения использования сервиса.

Во-вторых, в отличие от сервиса Google, Samsung Pay работает в Китае с системой UnionPay. Это потенциально облегчит путь к сотрудничеству Samsung Pay с «российским» UnionPay, который набирает популярность (существует возможность того, что и в ситуации жестких санкций UnionPay станет альтернативой VISA и MasterCard для международных расчетов).

Наконец, в отличие от многих (но не всех) альтернативных сервисов бесконтактных платежей Samsung Pay для проведения транзакции не требует обязательного интернет-соединения. Это может быть важно, если соединение POS-терминала неустойчиво, сбоит и т.д.

Иными словами, у Samsung Pay есть хороший шанс остаться реально работающим сервисом, востребованным миллионами россиян, которые привыкли и хотят оплачивать свои покупки с помощью смартфона.

Однако не все так радужно. Сегодня основная угроза сворачивания Samsung Рay в России исходит от отечественного суда. Иск с требованием блокировки сервиса, поданный швейцарской компанией СКВИН СА в рамках патентного спора, летом прошлого года был удовлетворен Арбитражным судом г.Москвы. Пока решение не вступило в законную силу. Но если апелляционный суд поддержит суд первой инстанции, а это может произойти уже в середине марта, Самсунг будет вынужден остановить предоставление своего сервиса в России. Фактически это будет выстрел себе же в ногу.

Если этот сценарий реализуется, нам, скорее всего, предстоит надолго забыть об оплате покупок со смартфона и вернуться к «пластику», а то и пачкам наличных.

О компании

Группа компаний «Информационные технологии и решения» (ГК «ИТР») специализируется на системной интеграции программных и аппаратных продуктов, на разработке и реализации решений в областях информационных технологий и комплексных систем безопасности, а также на поставке специализированного оборудования. Группа разрабатывает и выпускает уникальные технические изделия для защиты информации на собственной производственной базе, обладает всеми необходимыми лицензиями ФСБ и ФСТЭК. Направления деятельности: информационная безопасность; обследование, интеграция и сопровождение IT-систем; дроны, антидроны; разработка программного обеспечения; комплексные системы безопасности; поставка специализированного оборудования.

Сайт компании: https://itr.group/

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Финансы

Ключевые слова: платежные системы, Apple Pay, Samsung Pay