Привычка оплаты покупок со смартфона глубоко проникла не только в крупные города, но и в далекую глубинку. Этому способствовала как простота и надежность технологии, так и «продвинутость» торговой и банковской инфраструктуры – сейчас в России трудно найти магазин, не оборудованный кассовым POS-терминалом с бесконтактным NFC-считывателем.
Введение в феврале-марте новых санкций уже привело к кардинальному пересмотру пользовательских привычек и сценариев покупок, а при развитии существующих негативных тенденций можно прогнозировать тотальную деградацию системы бесконтактных платежей.
При этом вопреки распространенному мнению, текущие ограничения в работе Google Pay, Apple Pay и Samsung Рay не являются инициативой самих сервисов. Вначале они подчинились санкционному режиму, введенному финансовыми регуляторами США и ЕС в отношении ряда российских банков, включенных в т.н. SDN-список (Specially Designated Nationals and Blocked Persons list) – это банк «Россия», ВТБ, Совкомбанк, Промсвязьбанк, Новикомбанк, «Открытие». В результате обслуживание этих финансовых институтов сервисами бесконтактных платежей было прекращено.
Что касается остальных российских банков, в том числе попавших под секторальные санкции Газпромбанка, РСХБ, МКБ и Альфа-банка, Сбербанка, прямых запретов на сотрудничество с ними не существовало. Их карты продолжали обслуживаться еще некоторое время.
Более серьезный эффект с точки зрения ограничения функционирования сервисов принесло решение платежных систем VISA и MasterCard о прекращении всех операций в России с 10 марта. Большая часть карт, выпущенных в России, принадлежала этим платежным системам. Поэтому вне зависимости от банка-эмитента (даже если он не попал под санкции), сервисы вынуждены прекратить поддержку бесконтактной оплаты карт VISA и MasterCard.
На остаточную функциональность сервисов сегодня влияют не только санкции (они для всех одинаковы), но и глубина сотрудничества Google Pay, Apple Pay и Samsung Рay с российской платежной системой «МИР» (оператор – АО «НСПК»). Фактически сейчас сервисы могут работать только с картами МИР, эмитированными их партнерами (если этот банк-партнер не входит в SDN-список). И здесь ситуация у каждого сервиса отличается.
Google Pay объявил о начале сотрудничества с НСПК лишь осенью 2021 года и фактически не успел никого подключить. Apple Pay начал сотрудничество с НСПК летом 2021 года. У Apple Pay есть определенное количество партнеров из числа банков-эмитентов карт «МИР», но их немного. Самый большой пул партнеров по картам «МИР» у Samsung Рay, поскольку этот сервис является партнером НСПК с 2017 года.
В результате именно Samsung Рay имеет определенный шанс сохранить функциональность своего сервиса в России. Этому дополнительно способствует несколько факторов.
Во-первых, широкая распространенность смартфонов Samsung в России. По данным GFK, южнокорейский бренд уже десять лет является самым популярным производителем у нас в стране. Сейчас на руках у россиян находится порядка 45 млн трубок Samsung. При этом сервис Samsung Рay пока используется лишь на 20 млн смартфонах. Это означает, что существует значительный потенциал расширения использования сервиса.
Во-вторых, в отличие от сервиса Google, Samsung Pay работает в Китае с системой UnionPay. Это потенциально облегчит путь к сотрудничеству Samsung Pay с «российским» UnionPay, который набирает популярность (существует возможность того, что и в ситуации жестких санкций UnionPay станет альтернативой VISA и MasterCard для международных расчетов).
Наконец, в отличие от многих (но не всех) альтернативных сервисов бесконтактных платежей Samsung Pay для проведения транзакции не требует обязательного интернет-соединения. Это может быть важно, если соединение POS-терминала неустойчиво, сбоит и т.д.
Иными словами, у Samsung Pay есть хороший шанс остаться реально работающим сервисом, востребованным миллионами россиян, которые привыкли и хотят оплачивать свои покупки с помощью смартфона.
Однако не все так радужно. Сегодня основная угроза сворачивания Samsung Рay в России исходит от отечественного суда. Иск с требованием блокировки сервиса, поданный швейцарской компанией СКВИН СА в рамках патентного спора, летом прошлого года был удовлетворен Арбитражным судом г.Москвы. Пока решение не вступило в законную силу. Но если апелляционный суд поддержит суд первой инстанции, а это может произойти уже в середине марта, Самсунг будет вынужден остановить предоставление своего сервиса в России. Фактически это будет выстрел себе же в ногу.
Если этот сценарий реализуется, нам, скорее всего, предстоит надолго забыть об оплате покупок со смартфона и вернуться к «пластику», а то и пачкам наличных.
О компании
Группа компаний «Информационные технологии и решения» (ГК «ИТР») специализируется на системной интеграции программных и аппаратных продуктов, на разработке и реализации решений в областях информационных технологий и комплексных систем безопасности, а также на поставке специализированного оборудования. Группа разрабатывает и выпускает уникальные технические изделия для защиты информации на собственной производственной базе, обладает всеми необходимыми лицензиями ФСБ и ФСТЭК. Направления деятельности: информационная безопасность; обследование, интеграция и сопровождение IT-систем; дроны, антидроны; разработка программного обеспечения; комплексные системы безопасности; поставка специализированного оборудования.
Сайт компании: https://itr.group/