Онлайн-сервисы и интернет-магазины обяжут уведомлять клиентов о взимании платы по подпискам. Такой законопроект Госдума может принять в марте. Об этом «Известиям» сообщил один из авторов документа, зампред комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов.
— На законопроект получен официальный отзыв правительства. Это позволяет Госдуме рассмотреть и принять его в первом чтении. Сейчас он находится в числе тех, которые мы планируем рассмотреть в марте. Если не будет каких-то серьезных перегрузок в повестке, думаю, что он в этом месяце может быть принят в первом чтении, — сказал он.
Депутат подчеркнул, что правительство в своем отзыве отразило ряд замечаний, но они не носят существенного характера и вполне могут быть доработаны и устранены ко второму чтению.
В профильном комитете «Известиям» также сообщили, что в настоящее время законодательная инициатива активно дорабатывается. Устраняются замечания кабмина по формулировкам понятий «регулярное получение», «регулярный доступ», исключаются противоречащие нормы.
— Мы находимся в диалоге с бизнесом. Работаем над тем, чтобы итоговая версия законопроекта была полезной для граждан и безвредной для российских компаний, которые боятся столкнуться с оттоком пользователей, — пояснил «Известиям» еще один автор документа, депутат Госдумы от того же комитета Антон Немкин.
По его словам, чтобы проработка выдвинутых бизнес-сообществом уточнений и предложений шла эффективнее, было принято решение создать рабочую группу. Активное участие принимают в ней представители Роспотребнадзора, Банка России, «Яндекса», Ozon, ассоциации «Интернет-видео», Медиа-коммуникационного союза и другие компании.
— Нанести вред предпринимателям, которые сегодня активно работают и стремятся обеспечить качественный и надежный сервис для граждан точно не входит в наши планы. При этом главное — искоренить ситуацию, в которой люди остаются в уязвимом положении и платят деньги за те услуги, которыми не пользуются, — подчеркнул депутат.
Он уточнил, что сегодня россияне зачастую оказываются в таком положении поскольку попадают в так называемые подписочные ловушки. Причин тому много, но наиболее явная заключается в том, что сервисы попросту не присылают уведомления о продлении подписки или делают это в непонятной форме. В результате с пользователя списываются деньги, при том что сервис он, возможно, и не использует вовсе. А если решает отписаться, сделать это может далеко не всегда из-за того, что компании намеренно усложняют этот путь с технической стороны.
«Известия» направили запросы в Минпромторг, Минцифры и Роспотребнадзор с просьбой прокомментировать доработку законопроекта, а также возможные поправки в него.
В Банке России «Известиям» сообщили о том, что инициатива поступила к ним на отзыв.
— Урегулирование порядка реализации платных цифровых подписок позволит защитить права потребителей и не допустить скрытых списаний денег. Банк России поддерживает предлагаемые законопроектом механизмы управления платными подписками. Работа над документом продолжается, — отметили в ЦБ.
В «Яндексе» официально от комментариев отказались. При этом источник в компании отметил, что «в текущей редакции законопроект противоречит своей изначальной цели — обезопасить пользователей от недобросовестных сервисов».
— В таком виде он может навредить добросовестным игрокам рынка, а также ухудшить пользовательский опыт для миллионов человек, — сообщил источник.
«Известия» также направили запросы в крупнейшие интернет-компании, в числе которых Ozon, Wildberries, Ivi и другие.
В Медиа-коммуникационном союзе воздержались от комментариев.
— В созданной рабочей группе мы и наши коллеги по отрасли вместе с авторами законопроекта будем искать оптимальные механизмы защиты интересов потребителей сервисов по подписке, которые не станут при этом создавать избыточных рисков для добросовестного бизнеса. Мы уверены, что найдем этот баланс и существенно улучшим редакцию проекта закона, — заявил «Известиям» глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.
Глава «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) Олег Павлов считает, что бизнес критически относится к законопроекту, так как в случае его принятия теряет прибыль, которую мог получить с этих подписок, если ситуация осталась бы на том же уровне.
— Пользователями различных подписочных сервисов сегодня являются десятки миллионов россиян. При этом проводимые нами исследования показывают, что более 60% потребителей сталкиваются с различными сложностями при отказе от подписок, незапланированными списаниями или прочими неудобствами, — пояснил общественник.
По его словам, зачастую всё это происходит на фоне сокращения каталогов аудио- и видеостриминговых сервисов по требованию иностранных правообладателей и, соответственно, изъятию контента, за который потребители заплатили при оформлении подписки и на который они вправе рассчитывать.
С учетом того, что один потребитель в среднем тратит на подписку сумму в диапазоне 200–400 рублей в месяц, в случае незапланированных списаний речь может идти о совокупном ущербе для бизнеса в нескольких миллиардах рублей, отметили в ОПИ. Именно поэтому в организации убеждены в необходимости появления регулирования подписок, а также информирования потребителей о стоимости услуг, порядке и сроках списания средств за них.
Наталья Башлыкова