Законопроект №321728-8 "О внесении изменений в ст.7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" его авторы - председатель Комитета Государственной Думы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков и заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев внесли в Государственную Думу 24 марта, а 27 марта он был размещен на портале Системы обеспечения законодательной деятельности.
Согласно пояснительной записке, целью законопроекта является упрощение для иностранных граждан и компаний открытия счетов в российских финансовых учреждениях, в том числе без личного присутствия: "Санкционная политика недружественных стран привела к прекращению деятельности международных систем (Visa и Mastercard) на территории Российской Федерации. Как следствие, иностранные граждане, планирующие поездки в Россию в туристических, деловых целях, а также на медицинское обслуживание, оказались отрезаны от российской банковской инфраструктуры и не имеют возможности оплачивать товары и услуги своими банковскими картами. Кроме того, действующая редакция Федерального закона №115-ФЗ, по общему правилу, требует обязательное личное присутствие клиента при открытии ему банковского счета (вклада). В текущей экономико-политической обстановке зачастую сложно обеспечить личное присутствие сторон международных расчетов".
Юрист, экономист, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, член Ассоциации юристов России Павел Катков считает данный законопроект логичным в условиях санкций и высоко оценил вероятность его принятия, учитывая статус авторов: "Санкционный режим в принципе ведет российскую правовую систему в сторону принятия законов и подзаконных актов, выравнивающих ситуацию, которую изменили санкции. К этому, в частности, относится тема легализации параллельного импорта, президентский указ о порядке расчетов с правообладателями из так называемых недружественных стран, и вот теперь новое регулирование финансовых рынков. Думаю, до принятия данный законопроект должен пройти "жернова" профильного комитета и три думских чтения, в ходе которых его, если разработчики допустили неточности, должны редактировать, шлифовать. Остается надеяться, что парламентарии подойдут к делу ответственно и на стол главе государства ляжет логичный и исполнимый документ".
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева обращает внимание, что Центральный банк РФ устанавливает высокие требования к документам и сведениям, которые необходимы для предоставления кредитной организации при проведении идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев: "Для целей идентификации в кредитную организацию представляются оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии - ст.3.2 Положения Банка России от 15 октября 2015 г. №499-П. Поскольку идентификация клиента проводится до его приема на обслуживание, обширный перечь документов, необходимых для идентификации клиента, обязана предоставить иностранная финансовая организация. Проблемным видится в данном случае сам документооборот между иностранными государствами при первичной идентификации, а также при дальнейшем обновлении сведений, полученных в результате идентификации. Кроме того, некоторые риски несет сам трансграничный характер идентификации. При удаленной идентификации увеличивается риск ошибки в личности клиента. Чтобы минимизировать указанный риск, можно ввести дополнительные меры контроля при удаленном обращении лица в кредитную организацию - например, фото-, видеоидентификацию. Также законопроектом предусматривается возможность кредитных организаций делегировать проведение идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ иностранной финансовой организации. В условиях складывающихся отношений с иностранными государствами не совсем ясно, насколько реализуемо удачное договорное взаимодействие российских финансовых организаций с иностранными".
Противоречий с действующей нормативной базой Екатерина Токарева не видит, но некоторые вопросы требуют тщательной проработки и дальнейшего урегулирования: "В соответствии с законопроектом, ЦБ РФ наделяется правом принимать решение о запрете кредитной организации поручать иностранной финансовой организации проведение идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах. В таком случае требуют нормативного закрепления положения о том, на каких основаниях и при каких обстоятельствах ЦБ РФ вправе принять соответствующее решение, а также правила, устанавливаемые в целях соответствия кредитных организаций требованиям, предъявляемым ЦБ РФ для возможности осуществления поручения иностранным организациям".
Банк России, как сообщила пресс-служба регулятора, принимал участие в разработке данного законопроекта и поддерживает его: "Документ направлен на упрощение принятия российскими кредитными организациями на обслуживание лиц, находящихся за рубежом. Предусмотренный в законопроекте механизм может быть использован в отношении любых лиц - физических и юридических, нерезидентов и резидентов. Он особенно актуален, в частности, для лиц, которые намереваются посетить Россию в качестве туристов, а также для тех, кто намерен совершать операции на российском финансовом рынке".
Яков Шпунт