Под амбиции подведена реальная финансовая база: в 2024 году в Абу-Даби запустили фонд MGX — совместный проект инвестиционного гиганта Mubadala, технологического холдинга G42 и госсовета по AI. Объём — до 100 млрд долларов. Это один из крупнейших целевых фондов в мире, полностью сосредоточенный на искусственном интеллекте.
MGX рассматривается создателями как инструмент превращения ОАЭ в глобального игрока на поле искусственного интеллекта. И MGX уже участвует в международных проектах. В сентябре 2024 года он вошёл в состав учредителей AI-фонда вместе с Microsoft и инвестиционной компанией BlackRock.
Также надо отметить участие MGX в пятисотмиллардном проекте Stargate, запущенном в США при участии OpenAI, SoftBank и Oracle. Параллельно MGX направляет средства и в Европу: в рамках соглашения с Францией участвует в строительстве крупнейшего AI-кампуса на континенте.
Участвуя в международных проектах ОАЭ получают доступ к передовым технологиям — от чипов до облачных платформ и могут влиять на стандарты и правила игры.
Кроме того, участие в международных проектах работает на экспорт эмиратских технологий.
Технологический суверенитет эмираты связывают с собственной языковой моделью Falcon. Её разрабатывают в Technology Innovation Institute в Абу-Даби. Модель с открытым кодом и локализациями для языков Глобального Юга (фарси, хинди, суахили, урду) продвигается как альтернатива западным и китайским разработкам.
Falcon продвигается на международной арене с размахом, соответствующим амбициям проекта. Гостям конференций в Абу-Даби предлагают перелет бизнес-классом, личных водителей, ужины при свечах и барбекю в саду министра. В одной из публикаций организаторов проекта даже сравнили с «новыми Медичи», привлекающими в Абу-Даби таланты со всего мира.
Чтобы получить доступ к американским чипам и инфраструктуре, ОАЭ приняли ряд мер по дистанциированию от китайских решений: холдинг G42 вышел из ряда, проектов, включая ByteDance и Honor, а из дата-центров убрали оборудование Huawei. Партнёрства с Microsoft и Nvidia также предполагают определенные ограничения. И, видимо, ОАЭ идут на это сознательно, делая ставку на кооперацию с западными технологическими лидерами.
Несмотря на инвестиции, AI-экосистема ОАЭ пока зависит от иностранных специалистов. Даже после создания первого в мире университета в области искусственного интеллекта — Mohamed bin Zayed University of Artificial Intelligence (MBZUAI), нехватка местных инженеров ощущается остро.
Также и внедрение AI пока идёт не так быстро. Модель Falcon интегрируется в практические задачи, но в основном в пилотных режимах.
ОАЭ трансформируют и собственную систему госуправления. Стратегия Abu Dhabi GovernmentDigital Strategy 2025–2027 предполагает 13 млрд долларов инвестиций в цифровизацию всех уровней власти.
Цель — создать первое в мире государство, где AI управляет не отдельными сервисами, а всей логикой функционирования.
В планах:
Судя по тому, как развиваются события, и прилагаемым усилиям, ОАЭ делают ставку на технологии как на новую нефть.
Вложившись в AI, они могут: