Стартап из Перми разработал учебный комплекс для подготовки робототехников

Команда пермского университетского стартапа – участник федерального проекта Минобрнауки России «Платформа университетского технологического предпринимательства» — разработала учебный робототехнический комплекс для подготовки квалифицированных специалистов в области робототехники.

Идея стартапа пришла студентам Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) в ходе производственной практики. «В это время я активно интересовался управлением и программированием роботов-манипуляторов и понял, что нам, студентам, необходимо специализированное оборудование для обучения и наработки практического опыта. Позже стали доходить новости о том, что зарубежные компании и специалисты, занимающиеся наладкой промышленных роботов, перестали работать на территории России. Я понял, что надо действовать», — говорит основатель проекта, студент электротехнического факультета ПНИПУ Никита Назаров.

Учебный робототехнический комплекс «Лаван-01» представляет собой передвижную платформу, что позволяет легко интегрировать его в учебные и научные процессы. Внутри платформы размещен блок управления и место для встраивания дополнительного оборудования, например, сварочного или пневмосистемы. 

Благодаря такому подходу студенты изучают теорию и сразу закрепляют ее практикой — комплекс позволяет моделировать реальные производственные ситуации. Робот-манипулятор может вращаться на 360 градусов и перемещать предметы внутри рабочего поля, а подвижная платформа делает мобильным весь комплекс для встраивания в любую точку лаборатории.

В отличие от аналогов из Японии и Германии российский комплекс обеспечивает более плавный переход от учебных практик к реальным промышленным задачам. «Мы внедряем в образовательное сопровождение практические работы с использованием нейросетевых технологий и машинного зрения. Одно из наших практических заданий состоит из решения прямой задачи кинематики используя персептрон, что формирует у обучающегося представление о работе нейронных сетей», — отмечает Никита Назаров.

Проект быстро привлек внимание специалистов, стал победителем нескольких конкурсов, в том числе программы «Студенческий стартап», реализуемой Фондом содействия инновациям, и получил 1 миллион рублей, которые будут направлены на масштабирование проекта.

Команда стартапа сегодня состоит из четырех человек. Уже созданы два прототипа учебных робототехнических комплексов, ведутся переговоры о сотрудничестве с ключевыми компаниями Пермского края. В ближайших планах — расширение производства на базе инновационной экосистемы Пермского Политеха.

 «В первую очередь мы хотим показать, что в регионах можно и нужно создавать смелые стартап-проекты с полной локализацией производства, тогда у подростков появится очевидный стимул поступать на инженерные специальности», — отмечает Никита Назаров.

 По данным Национальной Ассоциации участников рынка робототехники, в России сегодня не хватает более 20 тысяч квалифицированных специалистов, способных работать с промышленными роботами.

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» Минобрнауки РФ был запущен в 2022 году с целью раскрытия предпринимательского потенциала молодежи и подготовки профессионалов в области технологического предпринимательства. Платформа включает в себя семь основных инструментов поддержки: конкурс «Студенческий стартап», предпринимательские точки кипения, акселераторы, тренинги, стартап-студии, университетские венчурные фонды, программу возмещения частных инвестиций. Операторами федерального проекта выступают: АНО «Платформа НТИ», Фонд содействия инновациям (ФСИ), Фонд «Сколково», Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП), Московский физико-технический институт (МФТИ). Сайт https://univertechpred.ru 

Тематики: Оборудование, Кадры

Ключевые слова: стартапы