ВТБ составил поколенческий портрет самозанятых

Миллениалы, родившиеся в 1981–1996 годах, стали драйвером роста самозанятости в России, большинство выбравших этот формат работы – мужчины, а в 2025 году ряды самозанятых стали пополнять дети поколения Alpha. ВТБ изучил поколенческий состав* среди своих клиентов и представил результаты накануне ПМЭФ–2025.

По данным банка, почти половина самозанятых (48%) – это поколение Y (1981-1996 гг. рождения). Выросшие в эпоху цифровых технологий, миллениалы ценят свободу и гибкий график, а онлайн-инструменты помогают им дистанционно вести дела. На втором месте – более опытное и прагматичное поколение X (1965-1980 гг.), составляющее 29%. Доля ищущего баланс между работой и личной жизнью поколение Z (1997-2010 гг.) – 16%, а бэби-бумеров (1946-1964 гг.) – всего 5%.

Есть среди самозанятых и представители «молчаливого поколения» (родившиеся до 1945 года). Самые старшие из них (90+) живут в Удмуртии и Ульяновской области, все они – женщины. Представители самого молодого поколения Alpha (2011-2024 гг.) стали появляться в банке в этом году – оформить самозанятость в России можно с 14 лет.

Чаще всего самозанятость выбирают мужчины (60%). Особенно это заметно в поколении зумеров: 64% самозанятых – парни и только 36% – девушки. Среди миллениалов и представителей поколения Х соотношение примерно одинаковое (60% мужчин, 40% женщин). У бумеров разрыв меньше (56% мужчин), так как женщины после выхода на пенсию тоже активно ищут возможность дополнительного заработка и самореализации.

«Самозанятые – это быстрорастущая и очень важная часть российской экономики. По нашим оценкам их число в 2026 году достигнет 20 млн человек. Мы видим, какой огромный вклад самозанятые вносят в развитие предпринимательства и считаем своей ключевой задачей создание комплексной системы поддержки, способствующей их росту и развитию», – отметил Денис Бортников, заместитель президента – председателя правления ВТБ.

Востребованность услуг самозанятых растет – об этом говорит объем выплат клиентов среднего и малого бизнеса через сервис «Расчеты с самозанятыми». Только за первый квартал 2025 года он увеличился в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 2,3 млрд рублей (36 тысяч переводов). По прогнозам банка, по итогам 2025 года ожидается аналогичный рост. Чтобы упростить расчеты с самозанятыми, ВТБ запустит автоматическую интеграцию с 1С, что позволит компаниям создавать платежные поручения и получать чеки прямо в учетной системе.

По данным банка, среди самозанятых встречаются не только репетиторы, консультанты, IT-специалисты, ремонтники, грузоперевозчики и косметологи, но и редкие специалисты. Они дают уроки каллиграфии, делают фамильные дипломы, доставляют раков, шьют амуницию для собак, создают восковые модели и музыкальные инструменты.

Самозанятые клиенты активно используют личный кабинет ВТБ: только за первый квартал 2025 года они зарегистрировали 100 тыс. чеков, а их общий зарегистрированный доход превысил 1,3 млрд рублей. В планах банка на этот год – запуск автоматической оплаты налога на профессиональный доход. Это позволит самозанятым не формировать платежные документы вручную, а автоматически оплачивать налог сразу после получения квитанции от ФНС.

*Использованы общепринятые в России условные границы поколений для анализа общих тенденций.

Тематики: Маркетинг, Кадры

Ключевые слова: маркетинговые исследования, ВТБ