Американские ограничительные меры против России, введенные в конце февраля, в ближайшие несколько месяцев могут привести к дефициту некоторых моделей смартфонов среднего и премиум-классов, а также к росту цен на них. Об этом «Известиям» рассказал источник на рынке потребительской электроники. Из-за запрета на поставки в РФ аппаратов дороже $300 часть посредников с Ближнего Востока, помогавших отечественным ритейлерам и дистрибуторам закупать устройства для поставок в страну по параллельному импорту, уведомили партнеров об отказе, отметил он.
— Санкции могут коснуться не только смартфонов из США — их там и не выпускают, но вообще всех аппаратов, где используются американские патенты и технологии. А это практически все гаджеты, в том числе китайские и южнокорейские, — утверждает собеседник редакции.
Пока отказов от сотрудничества со стороны зарубежных поставщиков не было, но это, скорее всего, вопрос времени, говорит еще один источник «Известий». Как и в отношении кого будут применяться санкции, пока не ясно, но совершенно очевидно, что повышенные риски, связанные с поставками электроники и бытовой техники в РФ, приемлемы далеко не для всех посредников, уверен он.
Санкции, которые Минторг США объявил 24 февраля, касаются более чем 270 кодов товарной номенклатуры. Помимо смартфонов, они запрещают поставки в РФ кондиционеров, вентиляторов и холодильников, оптовая цена которых в Штатах превышает $750, принтеров дороже $300, пылесосов дороже $100, посудомоечных машин, мелкой бытовой техники и много другого.
Менеджер одного из российских дистрибуторов пока не предвидит проблем с поставками: схем организации параллельного импорта великое множество.
— Однако американские санкции могут привести к удлинению посреднических цепочек — «в лоб» перепродавать электронику через третьи страны в РФ не получится. А любое дополнительное звено означает рост цен, — отмечает он.
Оценить, насколько вырастет стоимость устройств, собеседник «Известий» затруднился.
Российские участники процесса слишком оптимистичны — в цифровом мире не представляет проблем отследить весь путь смартфона от завода-изготовителя до конечного пользователя в стране, где он будет активирован, возразил источник на рынке потребительской электроники. Определить цепочку поставок не проблема для властей США, уверяет он. Естественно, выявить и наказать всех перекупщиков они не в силах, но играть в такую «русскую рулетку» захотят далеко не все посредники, считает он.
— Санкции США носят, по сути, трансграничный характер — де-юре они распространяются только на американские компании, однако де-факто такими по общему правилу признаются любые организации, имеющие в США активы, счета, имущество, чьи акции обращаются на американских рынках, которые ведут торговую или иную деятельность в Штатах. Или даже те, чья работа так или иначе может повлиять на экономику государства, — перечисляет управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
Американскими, а потому подпадающими под ограничения в поставках, могут быть признаны не только Apple, но и Samsung, и китайская Huawei, говорит он. Запрет на поставки смартфонов дороже $300 в равной степени касается всех производителей и брендов, присутствующих в том числе и на рынке США, подчеркивает Юрий Федюкин.
«Известия» направили запросы в минторг США, а также в Apple и Huawei. В Samsung отказались от комментариев.
В Минпромторг РФ информация о прекращении зарубежными дистрибуторами поставок на российский рынок смартфонов не поступала, сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.
— Новые ограничительные меры могут оказать краткосрочный эффект при перестройке логистических цепочек, но вместе с тем дефицита и роста цен на премиальные смартфоны не ожидается, — отметил его представитель.
В Россию поставляются гаджеты не только из США, но и из дружественных стран, напомнили в Минпромторге. Сложившаяся ситуация стимулирует развивать производство этой продукции в нашей стране, считают в ведомстве.
Также в Минпромторге отметили, что сейчас готовится пятая редакция перечня товаров параллельного импорта: при ее подготовке может учитываться и продукция, запрещенная к экспорту в РФ новыми санкциями.
Представители крупнейших российских розничных сетей, торгующих смартфонами, не стали комментировать ситуацию.
По данным GS Group, в 2022 году в РФ было поставлено 27,5 млн смартфонов, что на 22% меньше, чем годом ранее. 75% рынка при этом заняли гаджеты китайских брендов. Доля Samsung в отгрузках при этом сократилась по сравнению с 2021 годом с 32 до 14%, Apple — с 14,1 до 7,7%.
«По итогам 2022 года доля нижнего (бюджетного) сегмента (гаджеты до 10 тыс. рублей) выросла с 32% до 39%», — говорится в отчете GS Group. Cредний сегмент (10–30 тыс. рублей) занимает 48%. Доля верхнего сегмента (дороже 30 тыс. рублей) упала с 19 до 13%, сообщается в отчете GS Group.
До сих пор крупнейшие мировые вендоры, прекратившие поставки в Россию, делали это, что называется, в инициативном порядке. Прямого запрета на импорт не было, но компании прекращали его, опасаясь долгосрочных последствий, в частности имиджевых, рассуждает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Новые санкции радикально изменили ситуацию — крупные производители и дистрибуторы вряд ли захотят идти на открытый конфликт с властями США, считает он. При этом участники рынка пока гадают, чем могут обернуться новые ограничения.
— Не секрет, что Apple поставляет в РФ новые смартфоны на замену подлежащих ремонту, — сможет ли компания продолжить это? А что делать китайским производителям, которые не присутствуют в США, но в гаджетах которых присутствуют американские комплектующие или запчасти, в которых используются американские технологии? — задается вопросами эксперт.
При этом последствия нарушения ограничений могут быть действительно болезненными. Например, известны случаи, когда бизнесмены получали в США длительные сроки заключения за нарушение санкций против той или иной страны, оформляя сделки за пределами Штатов, напоминает Денис Кусков.
Запрет, конечно, выглядит очень внушительно, если не знать, что он запоздал минимум на полгода, отмечает Юрий Федюкин. При параллельном импорте производитель не несет никакой ответственности за поставки своей продукции в Россию, будь то смартфоны, процессоры или детали для автомобилей, объясняет он.
— Может ли покупатель-посредник подпасть под санкции США? Да, но, как правило, такая организация и создается в целях осуществления операций в рамках параллельного импорта, поэтому она по умолчанию не является незаменимой, — отмечает юрист.
По его словам, цены если и вырастут, то из-за удлинения логистических цепочек или из-за снижения курса рубля. Но в целом санкции могут стать для продавцов электроники оправданием для повышения стоимости, заключает он.
По словам Дениса Кускова, премиальные смартфоны в итоге не пропадут с российского рынка — завозить их, скорее всего, будут, прибегая к помощи совсем небольших компаний в третьих странах. Или даже в чемоданах, по серым схемам. Но таким образом вряд ли удастся удовлетворить спрос граждан на продвинутые гаджеты, заключает он.
— Эти ограничения пока не окажут существенного влияния: рынок научился работать в условиях предыдущих мер, создал новые цепочки поставок, умеет сотрудничать по схеме параллельного импорта с продавцами из третьих стран практически любого востребованного товара, — сказали «Известиям» в крупном поставщике электроники.
Риски применения вторичных санкций есть, но, так как пока они не применялись активно, вряд ли российские игроки приостановят свою деятельность, а значит, для отечественного потребителя в ближайшем будущем ничего не изменится.
Валерий Кодачигов
Иван Черноусов