О запрете на экспорт в Россию и Белоруссию смартфонов дороже $300 (около 22,5 тыс. рублей по курсу на 1 марта) стало известно 25 февраля. Об этом говорится в документе бюро индустрии и безопасности министерства торговли США. Помимо смартфонов ограничения касаются еще 25 наименований продукции.
В частности, США решили запретить поставки в Россию холодильников, кондиционеров и вентиляторов всех типов стоимостью выше $750 (около 56 тыс. рублей), принтеров, домашних микроволновок, кофемашин и электротостеров стоимостью более $300, а также пылесосов со встроенными двигателями стоимостью более $100 (7,5 тыс. рублей). При этом под полным запретом оказались поставки звукового оборудования для записи и воспроизведения.
Все эти ограничения министерство торговли США ввело с 27 февраля, причем в отношении не только России, но и Белоруссии. Для поставки товаров в эти страны экспортерам понадобится особая лицензия, которую американские власти собираются предоставлять лишь в исключительных случаях.
Новый запрет непосредственно касается и продукции Apple, популярной у россиян. Смартфоны iPhone от этого производителя стоят существенно дороже $300: к примеру, самый дешевый iPhone последней, 14-й модели, сегодня обойдется более чем в 70 тыс. рублей (больше $900). В связи с этим эксперты всё чаще стали задаваться вопросом, может ли компания Apple попытаться удаленно заблокировать свою технику в России — ведь формально любой «яблочный» смартфон, оказавшийся в стране после 27 февраля, американские чиновники могут признать нелегальным.
Сегодня риск отключения устройств Apple в России существует, признает декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета связи и информатики Сергей Гатауллин. Причем в 2022 году пользователи «яблочной» продукции уже столкнулись со сложностями использования на своих устройствах разного рода приложений, которые локально можно было решить с помощью корпоративных сертификатов.
— Технически блокировка устройств Apple вполне возможна: в смартфонах iPhone есть специальный чип безопасности, — считает эксперт по компьютерному «железу» и гаджетам, преподаватель в Московской школе программистов Кирилл Ситнов. — И хотя пока нет зафиксированных случаев блокировки устройств Apple в отдельных странах, исключать такую возможность нельзя.
Специалист объясняет, что определить, в какой именно стране находится устройство, можно по IP-адресу, а также данным GPS и сотового оператора. При этом у других компаний случаи удаленных блокировок устройств уже встречались. По словам Ситнова, ранее компания Samsung блокировала свои телевизоры, которые нелегально ввозились в Россию через Турцию. Причина этого была прозаична — в Турции эти модели стоили в 1,5–2 раза дешевле, чем в России, и производитель просто терял деньги.
Несмотря на то что в теории Apple может заблокировать свои устройства на российской территории, на практике реализовать это решение будет непросто, полагает руководитель группы защиты инфраструктурных IT-решений компании «Газинформсервис» Сергей Полунин.
— К примеру, существует реальный риск «зацепить» такой блокировкой легитимных пользователей или, напротив, пропустить важные цели, — объясняет эксперт.
Блокировка устройств в конкретной стране — сам по себе сильный удар по репутации компании, говорит Кирилл Ситнов. К тому же сейчас Apple получает большую долю прибыли не за продажу самих гаджетов, а за использование разных платных подписочных сервисов — это следует из отчетности компании.
— Надо понимать, что блокировка устройств — это отказ от постоянной и стабильной прибыли, — считает собеседник «Известий». — Если компания и пойдет на такой шаг, то главной причиной для этого может стать разве что давление государства.
По мнению Сергея Полунина, сегодня до конца непонятно, будет ли компания Apple вводить собственные санкции против России. Тем более что формальный запрет на поставки в РФ уже существует, а сервисное обслуживание «яблочных» устройств в стране серьезно затруднено. Но что делать, если их блокировка все-таки произойдет?
— Если массовая блокировка устройств Apple действительно начнется, вначале придется понять, как именно она организована, — говорит Сергей Полунин. — Если эта блокировка окажется обратима, к примеру, путем перепрошивки устройства, то рынок наверняка будет завален подобными предложениями.
В свою очередь, Кирилл Ситнов приводит пример смартфонов компании Samsung: при первом включении гаджета проверялась SIM-карта мобильного оператора для определения региона активации. И если регион по каким-то причинам не подходил, устройство просто не активировалось дальше. Поэтому существовала практика продажи серых телефонов Samsung с предустановленными SIM-картами из «подходящих» для активации регионов.
— Не исключено, что в случае блокировки техники Apple придется прибегнуть к схожему алгоритму, — говорит эксперт. — Также стоит понимать, что смартфон может проверять и Apple ID. Поэтому, скорее всего, придется завести новый аккаунт другой страны.
По мнению Сергея Гатауллина, под разблокировкой техники стоит понимать широкий спектр действий вплоть до установки на нее альтернативных операционных систем. Но при таком подходе теряется смысл владения гаджетом конкретного производителя.
Эксперты, опрошенные «Известиями», советуют владельцам техники Apple не спешить расставаться со своими устройствами, но принять определенные меры на такой крайний случай. За данные популярных приложений можно не переживать — они сохранятся в самих сервисах. Но вот личным контентом стоит заняться отдельно.
— Фото и видео из облака Apple можно сохранить куда-то еще или синхронизировать с другим облаком, — советует Сергей Полунин. — А телефонную книгу можно выгрузить в читаемом формате. В целом стоит делать резервные копии всего, что вы боитесь потерять.
Если пользователь еще не определился с выбором смартфона, то Кирилл Ситнов рекомендует в первую очередь обратить внимание на устройства из Китая. В экономическом плане эта страна сейчас на одной стороне с Россией, поэтому блокировки китайской техники не предвидятся. В свою очередь, Сергей Гатауллин считает, что единственная настоящая гарантия защиты от блокировок — это разработка российских цифровых решений.
— Чтобы в полной мере защититься от блокировок гаджетов на уровне государства и бизнеса, необходимо, во-первых, разработать отечественную мобильную операционную систему. А во-вторых, нужно внедрить ее в массовое российское производство или предустанавливать эту систему на гаджеты зарубежных производителей. Тогда мы будем в безопасности, — заключил эксперт.
Дмитрий Булгаков