Напомним, о появлении совместного предприятия OpenYard, созданного Яндексом, группой компаний «ЛАНИТ» и Gigabyte (тогда в нем фигурировал еще и банк ВТБ), и начале строительства завода на территории индустриального парка «Рязанский» было объявлено в октябре 2021 года. А через месяц пилотная партия серверов OpenYard была произведена по контракту на московском заводе «АЛТ Мастер».
На данный момент, как стало известно изданию «КоммерсантЪ», строительство завершено, но официально Яндекс прокомментировал, что производство еще не запущено. Косвенно о завершении строительства свидетельствует и информация официального веб-сайта бренда openyard.ru, где указано, что серверное оборудование OpenYard будет производиться на собственных мощностях рязанского завода уже с 2023 года. Предприятие поддерживает производство полного цикла, в том числе имеет собственную зону функционального тестирования.
По информации участников рынка, Яндекс планирует внести серверное оборудование своей торговой марки в реестр промышленной продукции Минпромторга и составить конкуренцию лидерам рынка (YADRO, «Аквариус») в госзакупках. Однако компанию могут и не допустить до реестра из-за иностранных компонентов в составе серверов. Некоторые эксперты считают, что якорным потребителем оборудования OpenYard может стать сам Яндекс, которому для обеспечения облачных сервисов постоянно требуются новые серверы – собственный завод решит проблему сроков и дороговизны поставок. Другие источники полагают, что после отладки производства и выхода на госконтракты Яндекс может занять около 10% российского рынка серверного оборудования – сегодня это около 8 млрд рублей в год.
Сам бренд OpenYard, согласно информации «СПАРК-Интерфакс», принадлежит ООО «Центр открытых разработок» – активу, которым в долях 50/50% владеют ООО «Яндекс» и ООО «Ланит Венчурс».
По информации источников ICT-Online.ru, топ-3 среди отечественных производителей серверной продукции по качеству составляют компании YADRO, Depo и «Аквариус». Они же являются негласными лидерами по стоимости продукции. Причем в связи с увеличившимся спросом на российское «железо» ведущие компании расширяют производственные мощности. Между тем среди российских моделей серверов и СХД всё еще нет решений класса Hi-End, что заставляет заказчиков искать варианты использования западной техники Huawei, HP, Dell и других.