Между тем общее количество абонентов МТС на конец января 2011 года по всем странам присутствия (Россия, Украина, Узбекистан, Туркменистан, Армения, Белоруссия) составило 108,34 млн человек, что на 277 тыс. больше, чем в декабре 2010 года. Общее количество абонентов второго по величине оператора сотовой связи на территории СНГ – компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн») – составило 92,66 млн человек (Россия, Казахстан, Украина, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Грузия), что на 641 тыс. абонентов больше, чем в декабре 2010 года. На 31 января 2011 года консолидированные данные по абонентской базе «МегаФона» по России, Таджикистану и Абхазии составили 57,07 млн человек (снижение на 131 тыс. за месяц конца 2010 г.). При этом общее количество абонентов МТС в России составило 71,5 млн человек, абонентов «МегаФона» – 56,45 млн человек, абонентов «Билайна» в России на конец января 2011 года насчитывалось 52,53 млн человек. Четвертым крупным игроком в России является Tele2 с 18,92 млн абонентов. На Россию у Tele2 приходится 18,59 млн абонентов, а на Узбекистан – пока лишь 350 тыс.
Рост абонентской базы операторов сотовой связи России в январе
(800 тыс. новых абонентов в сравнении с декабрем 2010 г.) –
данные AC&M Consulting
Таким образом, на всех остальных операторов сотовой связи России приходится около 20,88 млн человек. На 31 января 2011 года «Уралсвязьинформ» имел 4,74 млн абонентов (4,62 млн на конец 2010 года), «Сибирьтелеком» – 3,673 млн человек (3,668 млн), НСС – 3,650 млн абонентов (3,596 млн человек на конец прошлого года), СМАРТС – 2,5 млн человек (2,5 млн), «Сотовая Связь «МОТИВ» – 2,078 млн человек (2,067 млн на 31 декабря 2010 г.), и замыкает десятку крупнейших российских операторов дальневосточная «Новая телефонная компания» с 1,518 млн человек (1,508 млн на конец прошлого года). Справедливости ради стоит включить в этот список и самого крупного российского CDMA-оператора «Скай Линк», имеющего более 1,3 млн абонентов в 36 регионах РФ.
Рыночные доли операторов сотовой связи
по России на 31 января 2011 года (данные AC&M Consulting)
Сотовый рынок Москвы на конец января 2011 г., по версии AC&M Consulting, выглядит следующим образом: общее количество мобильных пользователей в Москве составило 34,42 млн человек при проникновении 202,7 %. Здесь сосредоточено 13,5 млн абонентов МТС, 12,15 млн абонентов «Билайна» и 8,1 млн абонентов «МегаФона». При этом на МТС пришлось 91,7 % всех новых подключений столицы за январь 2010 года, что самое примечательное, учитывая, что практически весь прошлый год абонентская база в столице не росла, несмотря на все маркетинговые усилия оператора. Соответственно, оставшихся 6,3 % новых абонентов января в столице подключил «Билайн», и еще 2 % – «Скай Линк».
Общая структура рынка сотовой связи
в Москве на конец января 2011 г. (данные AC&M Consulting)
Сотовые рынки уже достигли своего пика, а период экстенсивного роста явно подошел к концу. При этом абонентская база сотовой связи России все еще растет за счет регионов, причем не локальных операторов, а именно местных филиалов операторов «большой тройки». В то же время в Москве и Санкт-Петербурге рост может продолжиться за счет запуска виртуальных операторов MVNO (mobile virtual network operator). Это виртуальный оператор сотовой связи, предоставляющий услуги связи под собственным брендом, но с использованием сетевой инфраструктуры другого оператора. Так, недавно «Скай Линк» и компания «КантриКом» (бренд «Алло Инкогнито») объявили о начале коммерческой эксплуатации сети нового виртуального оператора в Московском регионе по модели Full MVNO (см. новость рубрики «Скай Линк» от 4 марта 2011 г.). В соответствии с ней проект использует сетевую инфраструктуру «Скай Линк», а «КантриКом» ответственен за коммутационный центр, биллинг, CRM, сеть дистрибуции и абонентское обслуживание. Благодаря сотрудничеству со «Скай Линк», «Алло Инкогнито» смог предоставить своим абонентам не только прямой московский номер, объединяющий все имеющиеся у абонента телефонные номера (рабочий, домашний и мобильный), но и высокоскоростной доступ в Интернет. Планируется, что к концу 2011 года аналогичный проект MVNO будет запущен партнерами и в Северо-Западном регионе.
Между тем в Москве уже давно успешно функционирует MVNO-проект «МегаФона» под брендом «Просто для общения»». На сегодняшний день абонентская база проекта, ориентированного на массовую аудиторию, составляет более 600 тыс. пользователей. При этом за 2010 год их общий ежемесячный голосовой трафик увеличился на 30 %, а ежемесячная выручка с января по декабрь 2010 г. увеличилась почти в 2 раза. Напомним, что MVNO-проект «Просто для общения» был запущен весной 2009 года, став первым в Москве полномасштабным проектом такого рода, использующим ресурсы действующей сети столичного «МегаФон». Для его абонентов был выделен собственный федеральный код нумерации (929), а для обслуживания созданы отдельная биллинговая платформа, независимая абонентская служба и собственный офис продаж. Несмотря на успешность проекта, «МегаФон» пока не ведет работы над другими MVNO. Между тем в полной мере возможностями MVNO мог бы воспользоваться дискаунтер Tele2, не имеющий частот в Московском регионе. Оператор сомневается в такой возможности – цена выхода на столичный рынок может оказаться очень высокой. «Трудно предположить, что действующие в столице операторы будут продавать трафик виртуальному оператору по цене, допустимой для бизнес-модели дискаунтера», – отмечают в пресс-службе Tele2. Вместе с тем дискаунтер не считает модель MVNO единственным способом проникновения в Московский регион, имея в виду существующие перспективы получения доступа к частотам LTE.