О том, что сделка по продаже контрольного пакета акций «Акадо» «Эр-телекому» близка к завершению, «Известиям» рассказал человек, знакомый с менеджерами нескольких российских операторов. Информацию подтвердил источник, связанный с менеджерами обеих сторон сделки. По его словам, компания бывшего вице-президента «Лукойла» Андрея Кузяева может получить 56% акций «Акадо». Предполагается, что 19% компании достанутся структурам госкорпорации «Ростех», 25% останутся у предпринимателя Максима Майореца (сейчас ему принадлежит 51% «Акадо»). При этом «Ренова» Виктора Вексельберга (сейчас владеет 49% «Акадо», до 2020 года компания была его единственным акционером) может выйти из капитала провайдера.
В целом это близко к истине, подтвердил другой человек, знакомый с менеджерами одной из сторон сделки.
Весной этого года источники, близкие к сделке, говорили, что без учета долга «Акадо» оценивается в 5 млрд рублей. На конец 2020 года чистый долг провайдера (по собственным данным) составлял 11,5 млрд рублей.
Связаться с Максимом Майорецем не удалось. В «Ренове» и «Эр-телекоме» отказались комментировать ситуацию. Так же поступили в «Ростехе».
Два источника «Известий» утверждают, что ходатайство об одобрении сделки уже направлено в Федеральную антимонопольную службу. Но в ведомство оно пока не поступало, сказал представитель ФАС.
Ранее на «Акадо» претендовали крупнейшие игроки российского телеком-рынка. Например, в 2000 году переговоры о его покупке вел «Ростелеком», тогда компания оценивалась в $1,2 млрд. Но сделку остановил гендиректор холдинга «Связьинвест», в который тогда входил «Ростелеком», Евгений Юрченко — он посчитал цену завышенной. В ходе новых переговоров с «Ростелекомом» в 2007 году «Акадо» оценивали в 32 млрд рублей, но и тогда сделка не состоялась, рассказывали ранее близкие к ней источники.
Претендовал на «Акадо» и «Эр-телеком» — в 2013 году он получил от ФАС добро на покупку актива. Однако и эти переговоры ничем не закончились, говорил ранее Виктор Вексельберг. Причин срыва сделки, уже одобренной госрегулятором, ее стороны никогда не раскрывали.
По данным «ТМТ консалтинга», к концу II квартала 2021 года «Акадо» занимал четвертое место по количеству подписчиков домашнего интернета в Москве, обслуживая 7% из 4,4 млн столичных абонентов этой услуги (то есть чуть более 300 тыс. клиентов). «Эр-телеком холдинг», работающий в 567 городах РФ, занимает третье место в России по числу пользователей домашнего интернета широкополосного доступа — к концу июля у компании было почти 3,9 млн абонентов. Первое и второе места в РФ занимали «Ростелеком» и МТС (12,3 млн и 4 млн подписчиков). К концу II квартала 2021 года в России в целом насчитывалось 34,6 млн пользователей домашнего интернета (или 61% домохозяйств). По сравнению с I кварталом эта база сократилась примерно на 0,04%.
«Эр-телеком» не первый десяток лет стремится на столичный розничный рынок домашнего интернета и платного ТВ, напомнил гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
— Российская практика показывает: без Москвы оператор, работающий практически во всех крупных городах России, не может считаться федеральным, — сказал эксперт.
По данным Telecom Daily, на Москву приходится более 23% доходов от услуг домашнего интернета в России.
Амбиции «Акадо» стать федеральным оператором так и не реализовались, так что московский игрок отлично дополнит бизнес общероссийского, считает Денис Кусков. По его словам, «Эр-телеком» получит вместе с «Акадо» не только абонентскую базу, но и пакет телекоммуникационных заказов структур московского правительства, подрядчиком которых исторически был этот провайдер.
Можно предположить, что в столице «Эр-телеком» сосредоточится в первую очередь на услугах для бизнеса и госзаказчиков — в последние годы компания делает упор на развитие этого направления, а у «Акадо» есть хороший задел в этих сегментах, считает гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов.
— Поддерживать и улучшать позиции «Акадо» на розничном рынке будет непросто. Он крайне насыщен и конкурентен, новых пользователей можно найти практически только в новостройках, — отметил аналитик.
Он добавил, что активно развиваться на рынке домашнего интернета можно за счет переподключения абонентов других компаний, но, чтобы добиться заметного результата, потребуются значительные расходы и много времени.
Валерий Кодачигов