"Яндекс" вчера представил компактные устройства с голосовым помощником – Алисой, разработанные сторонними производителями, — Irbis и Dexp. Оба устройства созданы партнерами "Яндекса" на базе платформы Yandex.IO. Такая платформа позволяет производителю самому сделать свой продукт "умным".
Внешне новые устройства напоминают мини-колонки, но внутри у каждого — миниатюрный компьютер. Алиса понимает человеческую речь и помогает с несложными делами.
Оба устройства работают от электрической сети. Их также можно подключать к внешней акустике: Dexp Smartbox — по Bluetooth, а Irbis A — проводом. Каждый покупатель получит в подарок шесть месяцев подписки "Яндекс.Плюс", которая включает в себя полный доступ к "Яндекс.Музыке", а также скидки и дополнительные возможности других сервисов "Яндекса". До конца этого года они появятся в продаже в магазинах и на сайтах "М.Видео" и DNS по цене 3290 руб.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин ожидает, что при выборе правильного канала продаж в ближайший год "Яндекс" реализует 20-30 тыс. "умных помощников". Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко ожидает, что годовой объем продаж голосовых помощников "Яндекса" не превысит 250 млн руб.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын замечает, что продажи таких устройств будут нацелены в первую очередь на так называемых "инноваторов" – молодых, обеспеченных, любознательных, со специальной страстью к гаджетам. "Эти продажи обречены на успех, поскольку мерилом успеха является присутствие новостей о продаже этих устройств в прессе, сигнализирующее об активности "Яндекса" на этом рынке", – добавляет он.
"Яндекс" очень хочет уловить тренд, наметившийся за рубежом, поскольку там рынок умных колонок растет невероятными темпами, полагает руководитель Content Review Сергей Половников. Однако, это совершенно неприменимый кейс к российскому рынку, добавляет он.
Главный аналитик Промсвязьбанка Богдан Зварич обращает внимание корреспондента ComNews на то, что устройства произведены партнерами "Яндекса" на базе платформы Yandex.IO, а значит, могут быть дополнены различными функциями. Отсюда аналитик делает вывод, что "Яндекс" будет зарабатывать на подписках данных устройств к различным сервисам.
Напомним, что в конце мая "Яндекс" представил "Яндекс.Станцию" с Алисой (см. новость ComNews от 20 мая 2018 г.). Она, по аналогии с представленными вчера продуктами, способна выполнять поручения, давать советы и проигрывать музыку. Продажи устройства стартовали летом 2018 г. на "Яндекс.Маркете". Его стоимость составила 9990 руб. Однако у Irbis A и Dexp Smartbox в отличие от "Яндекс.Станции" нет HDMI, их нельзя подключить к телевизору, а также у них ниже качество звучания. Отсюда и различия в стоимости продуктов.
Сергей Половников считает, что расширение линейки устройств с Алисой может свидетельствовать о том, что продажи "Яндекс.Станции" (которая по своим "способностям" почти повторяет представленные вчера новинки) не оправдали ожиданий "Яндекса", и компания стремится за счет снижения стоимости оправдать создание этих продуктов.
Сергей Половников называет вполне ожидаемым тот факт, что "Яндекс" привлек партнеров к созданию устройств. "С собственной колонкой "Яндекс" очень хорошо понял, что для него это будет история с большими убытками, и применил ту же схему, что и с "Яндекс.Такси" – дал доступ к платформе, – рассуждает эксперт. – Для "Яндекс" – это идеальная история, вложений ноль".
Богдан Зварич ожидает, что "Яндекс", скорее всего, продолжит производить "Яндекс.Станции", однако даст возможности внешним разработчикам активно участвовать в создании различных устройств на Yandex.IO. "В сложившихся обстоятельствах разработчики "железа" будут конкурировать между собой за пользователя, а также активно участвовать в модернизации платформы, выдвигая требования для новых услуг, которые они бы хотели предлагать пользователям в своих устройствах", – прогнозирует он.
Леонид Делицын придерживается позиции, что "Яндекс" не будет стремиться "отбить" стоимость "Яндекс.Станции" или других подобных устройств. "Компании нужно двигаться вперед вместе с другими лидерами рынка и иметь наготове боеспособного "помощника" к тому моменту, когда конкуренты начнут активно продвигать своих "помощников" во все сферы нашей жизни, то есть управлять нашим "умным домом", нашими банковскими счетами и нашими покупками", – говорит он.
"Яндекс" перенял концепцию Apple в плане презентации и продвижения новых продуктов и Xiaomi в плане выстраивания продуктовой линейки, замечает Георгий Ващенко. При этом он считает, что до указанных производителей "Яндексу" пока далеко. Он допускает, что компания хочет стать первым национальным брендом гаджетов, но для этого придется вступить в жесткую конкурентную борьбу с производителями из Азии, в том числе, с Xiaomi.
Георгий Ващенко полагает, что "Яндексу" потребуется не менее двух лет, чтобы сформировать спрос на продукцию под маркой собственного бренда. При этом компания будет сильно зависеть от возможностей производителей. Он также не исключил, что бросить вызов "Яндекс" со временем может альянс Mail.Ru Group – ПАО "МегаФон". "Оператор уже тестирует сети 5G и ожидает, что через три года в ней будет зарегистрировано 100 млн устройств. Если отечественные производители IoT получат преференции от государства, чего нельзя исключать в свете модных ныне торговый войн, то развернется борьба за рынок порядка 500 млрд руб., в которой обязательно будут участвовать крупные российские IT-компании", – резюмирует аналитик.
Анна Устинова